Зимний Алтай. Одиночное спонтанное мотопутешествие. 2

Отночевав в Кош-Агаче и приняв к сведению последний прогноз погоды, обещавший через недельку здесь -30-35, вкатываюсь в основной этап поездки. Хочу подняться по долине Талдуры поближе к Куполу (3500м), оставить мот и уйти пешком с рюкзаком. Правда, с новыми данными по ожидаемой температуре, эти планы не успели у меня в голове совместиться, но я был уверен, что как-то всё решится само собой. Что и произошло, кстати. Настрой на выезде хороший, но только бы не ветер.
За Ортолыком обнаружился приличный асфальт, я уже расслабился, но долго это не продлилось и начался типичный чуйско-степной грейдер. Хотя, вру, он был лучше типично чуйско-степного.
Впрочем, может быть это из-за повышения моих скиллов езды по нему, заключающихся в моральной готовности безжалостно держать скорость не меньше 60-70 кмч. Когда ехал на Укок два года назад , я опасливо плёлся около 30кмч, собирая все стиральные доски, не понимая, что степные дороги требуют меньше нежных сантиментов.



с полудня поднимается ветерок и наползает какая-то хмарь


Проезжаю Бельтир, который производит тяжёлое впечатление. Село было разрушено в 2003 году 9 балльным землетрясением, эпицентр которого находился в паре километров. После землетрясения, в окрестностях наблюдались фонтаны воды до двух метров изза пришедших в движение подземных вод и растопленной вечной мерзлоты. На месте стадиона в селе возникло озеро.
Был отстроен новый посёлок ближе к Кош-Агачу, куда переселилась часть более молодых жителей. В старом Бельтире остались в основном старики.
Я, кстати, в момент землетрясения находился в Новосибирске, в тысяче километров от эпицентра и то на втором этаже девятиэтажки шкаф шатался и весь народ махом эвакуировался из здания. В Горно-Алтайске же потрескались пятиэтажки.
Как-нибудь в другой раз окажусь там более сознательно и всё пофотаю. Пока же проехал не останавливаясь, тем более, что солнце уже принялось заползать за отроги Южно-Чуйского.
На выезде спросил дорогу у казахских женщины с девушкой, девушка шокировала оглушительной смотоциклападательной красотой и изяществом при общей неухоженности и бедности убранства, так что я даже чуть не уехал сослепу в другую сторону на озеро Акколь. И вообще увлёкся мыслями о том, как вот так ездить за уединением, отвлечением от мирских сущеностей и контактом с природой, када вот такое тут попадается посреди развалин от стихийного катаклизма.
Потому дальнейшая часть вполне увлекательного пути вдоль Талдуры оказалась чуть смазана в эмоциональном плане. И только встреченное стадо сарлыков вытащило меня в адекватный ощущательный режим. Давно мечтал их увидеть и всё не доводилось. Фоток нет, но я снимал видео гопрохой и мож включу этот момент, када (/если) смонтирую клип. Правда, темновато было уже. Сарлыки - шерстистые копытные навроде яков.

подъезжаю к устью Джело


Бодренько ставлюсь в лиственничном лесочке прямо у устья. Там весьма кайфово в плане покрытия - упругий и сухой ковёр из лиственничных мягких иголок. Но с дровами напряжённо.
Погода шепчет, вовсю лупит луна, лезу гулять.

ледяные разливы Талдуры


осматриваю в лунном свете дорогу в перевал, планирую завтра здесь ехать


преисполняюсь торжественности момента


ночью чуть присыпало снежком и утро морозное, но меня греет мысль о вот-вот будущих свершениях


Далее будет отличный гайд, как намутить себе приключений практически на ровном месте и с минимальными усилиями.
Наступала финальная часть эндурного этапа мероприятия. Сегодня я планировал подняться вон в тот перевальчик в правой части кадра снизу, проехать там километров 5, спрятать мот и уйти на Купол.
Согласования в верхах эта идея не получила.
С аппетитом предвкушая трепетный первый опыт штурма заледеневшего брода, сунулся без разведки между следами уазика и провалился передним колесом в полынью.

ну как провалился, скорее подвъехал


Вообще-то выглядит это всё довольно идиотски. Да и не только выглядит, чего уж тут. Но на практике мот никак не получалось сдвинуть ни назад (там горка и камни), ни вперёд. Попробовал тактику раскачки, рассчитывая на газу пропилить передним колесом траншею. После серии пробуксовок, слышу сочное пщщщщщщ, сопровождаемое похудением бублика заднего колеса.
Все перспективы похода на Купол меркнут, затенённые новым жгуче сладким экспириенсом. Обещавшим быть занятным, ибо ни запаски, ни насоса, ни монтажек я не взял. Были только заплатки, которые я тоже не брал, но просто с этим же рюкзаком я катаю на велике и они там сами проживали в заднем кармане.
Валяя мот раза три, почти плашмя вытаскиваю его таки. И веду на только что покинутое место ночёвки.
Заострять внимание на вариантах набивания колеса шишками, ветками и травой я соблазна избежал. Тем более, что разбортировать то всё равно нечем было. Да и явно меняющаяся погода отбивала желание поэкспериментировать с творческим изготовлением каменных монтажек, либо с поиском железной руды и выплавлением из неё этого животворящего инструмента.
Потому скучно и не задорно, но конструктивно и рационально побрёл в сторону предполагаемой чабанской стоянки, огонёк которой я видел выше по Талдуре вчера, когда лазил по окрестностям.
Ещё на подходе обнаружился уазик, так что я уже расслабился. Но на практике раздобылись только монтажки, насоса не было. Побрёл обратно, По пути меня догнал парень на уазике и уже по темноте поехали с ним забирать колесо, чтобы заклеить в тепле на стоянке. Ночёвка в тепле оказалась как нельзя кстати - задул ветер со смачным толстым снегом.
Нашли две дырки на камере с внутренней стороны. Обследовал колесо на предмет выпирающих с внутренней стороны обода спиц, ничего криминального не увидел. И флипером всё закрыто было довольно толстым. Так что по сей день я мучаюсь вопросом что же это было и почему оно спустило именно при пробуксовке.
Парням благодарен за радушие. Насколько позволяло время, проникся их образом жизни, даже чуть вскользь удалось поймать ощущение, что вот это всё окружающее может быть домом и частью каждодневной жизни. Вообще, тогда я впервые подумал, что во время путешествий, может быть, стоит больше внимания уделять людям, проживающим в тех местах, которые я посещаю.
На следующий день миссия по наполнению колеса воздухом продолжилась. За насосом мне предстояло сходить на другую стоянку, где он наличествовал скорее всего. Стоянка находилась километрах в 15 ниже по течению Талдуры.
Ночью, надо сказать, выпал снежок. Нормально снежка выпало. Занёс колесо в лагерь и попёр по нетронутым снежным покровам за своим счастьем.




Снежок, кстати, продолжал чуть валить. Так что я даже заопасался, что выехать на моей отстойной дорожной резине отсюда станет проблемно если вдруг эта опасная тенденция продолжится.




впрочем, солнце проглядывало, намекая на скорое истощение облачности и перспектив моей здесь зимовки





Вот и оно. Теперь пожалел что не взял солнцезащитные очки, было весьма зажигательно.



Вроде где-то здесь я словил гармонию. Тоесть, я и раньше то был в некоем предгармоничном состоянии, но здесь оно очень ясно и чётко накрыло. Я просто наслаждался происходящим со мной. Меня не волновало, что обломались планы пешего похода, что непонятно насколько качественно будут держаться заплатки и возможно они оторвутся нафиг на первых же метрах, что нужно ещё чёрт знает сколько идти за насосом и кстати далеко не факт, что он там окажется. А если его не окажется, придётся идти в Бельтир с непонятными перспективами где ночевать и что есть. Я знал, что всё что будет - будет клёвым и ровно настолько, каким быть должно.



видите, сколь гармоничны мои следы?


в зефирной белизне растворилось всякое "зачем", остался только процесс


Не сразу нашёл стоянку, она оказалась качественно скрыта от взглядов со стороны долины. Хозяина не было, была жена, обшарили с ней две стоящие у дома машины, насоса не нашли.
Уже думал продолжать путь в Бельтир, но тут она вытащила из чулана ржавый с растрескавшимся шлангом без насадки шинонадувательный прибор годов 50х.
В лагерь прихожу уже в сумерках. Придумываю прижать золотник ниппеля маленьким камешком, залепленным сверху скотчем. И на эту конструкцию натягиваю шланг. Практически со второй попытки накачал колесо. Которое даже вроде не пробовало спускать. Чего я очень от него ждал и был удивлён.
Ночь решил посвятить фотопрогулке.



Чуйская степь вдалеке




вверх по Джело, там дальше Карагемский перевал и правее путь на Купол, куда я пока не пойду


ущелье Джело


вниз к Талдуре








С утра довольно странно было сворачивать лагерь. Три дня всё-таки тут стоял. Почти жалел, что колесо не спустило.



Вопреки опасениям, едется нормально. Снег свежий и легко прорезается до грунта, так что почти не замечаешь его.



везу насос отдавать


нравится мне эта фотка


Отдал насос, хозяина опять не оказалось, что жаль, ибо у него там стоял Ирбис ттр125 и было бы интересно пообщаться.

гармонизированная физиономия


подъезжаю к Бельтиру, на дороге свежие следы, ну всё, уже почти цивилизация


и скот вон бродит уже вовсю


скот сочно хрустит сухой травой


и хрустяще же зализывает сухой водой


Вообще-то я первый раз видел верблюдов в естественной среде обитания. И не представлял, что она у них бывает именно такая вот.

а Талдура тут совсем лёд


да, про температуру я особо не пишу уже, про термометр забываю, но градусов -15 в тот день точно было




тут я как бэ располовиниваюсь и часть меня остаётся в этой изумительной долине, процесс чего и проиллюстрировало данное естественно-научное фото


Бельтир, пытаюсь не вспоминать про дивную незнакомку


странно видеть тут асфальт, но его тут чуть есть и местами даже норм


тут асфальта уже нет, зато есть парящая Чуя


радует, что ветра почти нет, иначе ощущения были бы другие, ещё более глубокие!


Потом съезжаю в котловину Чуи и продираюсь сквозь морозный туман, бешеная влажность помноженная на -20: отмерзает всё, что способно отмерзать, самое важное - в первую очередь. То и дело торможу, бегаю взад-вперёд и отжимаюсь.



Так что к выезду на Чуйский тракт в сумерках, позволяю своему телу достать тлф и позвонить опять другу в Кош-Агач.
Едется по тракту, кстати, страшновато. Асфальт покрыт ледяными продольными полосами и переднее колесо то и дело куда-то улетает. Ещё и видимость метров 15, ледяное молоко. Но это всё фигня. Ведь меня ждёт горячий душ из фирменной Кош-Агачской технической воды с божественным запахом ацетона. Кстати, эта вода и этот душ, похоже, теперь уже вошли в цепочку якорных воспоминаний как о поездке на Укок в 2014, так и об этой зимне-Алтайской. И вспоминаются с дивной теплотой.
Перед сном под гудение электронагревателя всё пытался найти в себе намёки на сожаление, что затея моя не удалась, но вместо этого обнаружил лишь заполняющее меня чувство целостности всего происходящего.

Видео-ролик о поездке.