Человек и время: как исторический контекст влиял на наше поведение
Сегодня мы считаем, что наука — это хорошо, а есть свою бабушку — плохо. Но то, что неприемлемо здесь и сейчас, вполне могло быть нормой в другое время. По сути, наши социальные установки — это стереотипы. При этом, согласно западной социологической традиции, все человеческие сообщества проходят одни и те же стадии развития, только темп у них разный. Пока одни летают в космос, другие гоняются с копьем за антилопами.
В зависимости от того, на какой стадии развития находится общество, люди обладают теми или иными психологическими чертами. Основной критерий выделения стадий — уровень развития технологий. Анализируя условия жизни в ту или иную историческую эпоху, можно лучше понять людей из прошлого. Итак, представляем себя жителями этих самых времен и узнаем, как бы вы вели себя, если бы...
...были пещерным человеком
Для вас нормально жить сообща: охотиться, готовить еду, чинить одежду, растить детей, хоронить умерших. При первобытно-общинном строе люди жили небольшими группами, подобно современным диким племенам. В последних же приняты коллективизм и взаимовыручка.
Вас не мучают одиночество и думы о самоопределении. Вы часть целого — не только общины, но и природы вообще. У вашего рода есть тотем: могучая рысь / хитрая лиса / ловкий заяц — охраняющий все племя. Дождь можно вызвать звуками барабана, а охота будет удачной, если заранее изобразить ее палочками на песке.
У человека не было тревог по поводу самоопределения, он не испытывал одиночества, потому что всегда был частью целого
Потому что еще одна характерная черта, свойственная традиционным сообществам (а еще маленьким детям и людям с психическими нарушениями), — это так называемое магическое мышление. Человек верит в то, что он способен влиять на реальность через определенные действия и мысли. Медицины нет, а значит, никто не знает, откуда берутся болезни и что с ними делать.
Неудивительно, что мир представляется древним людям жестоким, но волшебным, а смерть считается лишь переходом в иной мир. Так что в могилу умершему кладут все, что ему может пригодиться в другой жизни: убитых животных, оружие, украшения. Читайте также «Один день из жизни древних людей».
…жили в Античности
Вам очень важно, как вы выглядите, и то, что делает вашу жизнь удобной (совсем как сегодня). Вы окружаете себя красотой и не чужды искусству. Посещаете театры, наслаждаетесь великолепной архитектурой, пространство ваших городов максимально комфортно. Боги живут среди вас, они неотделимы от мирского. Они обладают теми же недостатками и достоинствами, что и обычные люди. Так что ни вы, ни ваши близкие еще не считают божественное святым.
Вы трудолюбивы, как и ваши друзья. Многие имеют рабов и все равно стремятся проводить время за работой. Рабы, кстати, зачастую воспринимаются как члены семьи. Женщины следят за ними, а заодно за домом, ткут, шьют, стирают, убирают, готовят, воспитывают детей. Мальчики обучаются в школе (палестре), девочки изучают домашнее хозяйство у нянек. Мужчины пасут и разводят скот, охотятся, рыбачат, воюют. Подробнее в нашей статье «Один день из жизни Древней Греции».
Как истинный грек, вы гордитесь своей родиной и помогаете ближнему. Однако, поскольку всеобщее равенство — это утопия, со временем расслоение населения становится все сильнее и греки включаются в игру под названием «соревнования»: как спортивные, так и другие. Особенного расцвета развивающийся индивидуализм достиг в римскую эпоху, равно как и мужество, храбрость и жесткость — все те качества, что высоко ценились в Древнем Риме и были присущи человеку-воину. Появились жестокие спортивные состязания, гладиаторские зрелища и суровое отношение к рабам. Кроме того, ваши наследники, древние римляне, усовершенствовали прекрасные инженерные идеи, придумали водопровод и центральное отопление.
...жили в Средневековье
Молитва спасает от всего, а все мирское суетно и греховно. Так живут все вокруг, и вы не исключение. Вы верите в Бога и готовы даже отправить своих малолетних детей в крестовый поход.
Рим, как известно, пал — и не только в политическом аспекте, но и в моральном. На закате существования Римская империя пребывала в разврате и упадке. Неудивительно, что маятник качнулся в сторону аскезы. Многие исследователи считают, что Средневековье отличалось самой большой степенью религиозности в истории человечества. Тогда-то и появилась идея отделения души от тела: первую стали считать «божественной искрой», чистой и безгрешной, а второе — грязным и греховным. Заботиться о комфорте телесной оболочки стало немодным. Наоборот, чем тяжелее телу приходилось, тем лучше. Подробнее об этом читайте в нашем материале «Грязная история».
Смерть и болезни стали неизменными спутниками человека, а вместе с ними появилось и ощущение вины: если Бог нас так наказывает, значит, так надо
Поэтому все, что происходит с вами и вокруг вас: голод, болезни, смерти — не так уж и важно, ведь впереди райские кущи. Правда, чтобы добраться до них, нужно неистово молиться и ревностно соблюдать посты.
Вероятно, такая жесткая защитная реакция на окружающий мир, помогающая хоть как-то снять тревогу и боль, была вызвана реальными бедствиями. Ведь в ту самую пору происходило развитие городов, увеличивалось число населения (а значит, и его плотность). И да, начались крестовые походы в страны Средиземноморья, откуда «рыцари веры» приносили в родные края страшные болезни: чуму и холеру. Население косили эпидемии. Смерть и болезни стали неизменными спутниками человека, а вместе с ними появилось и ощущение вины: если Бог нас так наказывает, значит, так надо. Этот социально-психологический феномен называется верой в справедливый мир: когда люди уверены, что каждый получает по заслугам.
Все это усиливало богобоязненность, смирение и фатализм. А еще порождало стремление видеть во всем знаки. Средневекового человека повсюду преследовало божественное провидение: сел на окно голубь — символ Святого Духа, черный ворон — злая сущность. Можно сказать, что произошло возвращение на более примитивную стадию развития, обратно к магическому мышлению.
Поскольку разум подавлен, чувства бьют фонтаном. Поэтому вас чуть что бросает в крайности: из религиозного экстаза к беспричинной жестокости. Участие в крестовых походах детей, которые гибли за веру, жуткие процессы над ведьмами, пытки и повсеместные публичные казни — это обыденность.
...жили в эпоху Возрождения
В эпоху Ренессанса маятник качнулся обратно — и снова в сторону древнегреческой традиции с ее тягой к прекрасному, телесному. Знания вновь в цене. Из раба божьего человек превращается в творца и созидателя. Впрочем, вместе с этим проявляется и зажатые до того темные стороны личности, например распущенность. Опыт отцов и дедов порождает внутренние конфликты и противоречия: в вас борются кротость и гнев, богобоязненность и вседозволенность. Поэтому эпоха Возрождения похожа на кипящий котел, в котором намешано все и вся и с которого только что сорвало крышку.
Маятник истории неостановим и продолжает движение.