Магадан — антикурорт? Или Зачем ехать на Колыму
Охотское море отказывается замерзать, протестует и вздыбливается прозрачными торосами вдоль берега. Льдина находит на льдину и застывает в пылу борьбы, не завершив начатое. Морские берега ощетинились просоленными пальцами выброшенных на гальку коряг. Изящные черные силуэты лиственниц превращают зимние сопки в подобия гравюр. Окружающая действительность в целом графична. Разве что ярко-голубое небо не вписывается в черно-белую картину.
Ржавый мамонт в стиле стим-панк, сделанный из металлолома, скрипит на ветру пружинистым хвостом. За его спиной замерзший залив в обрамлении сопок. Более подходящий месту памятник сложно представить. Неудивительно, что он выиграл в конкурсе «Туту арт». Композиция называется «Время». Так магаданский скульптор Юрий Руденко изобразил связь времен. В такого невозмутимого гиганта, наверное, мог бы вырасти знаменитый мамонтенок Дима, найденный на этой земле.
Чуть сбоку на набережной такая же суровая косатка — сетка, забитая камнями.
— А косатки тут и правда плавают?
— Да, бывает. В сеть потом выкладывают видео сбежавшие рыбаки. Правда чаще всего озвучка у этих роликов не самая приличная, — поясняет нам гид.
Смотришь на эти просторы и думаешь, как же мы подвержены штампам. Запомнится какая-то фраза или мысль и все, ярлык повешен, обжалованию не подлежит. В этом плане Магадану непросто. У старшего поколения первая ассоциация с диалогом из «Бриллиантовой руки»: «Будете у нас на Колыме — милости просим! — Нет, уж лучше вы к нам». У более молодых в голове автоматически звучит «Магадан, еду в Магадан» — горькая сатира Васи Обломова.
Возможно поэтому отправиться в путешествие на Колыму решается всего 2000 человек в год. Скажете, просто слишком далеко и дорого? Но, к примеру, в соседнем Приморье наблюдается уверенный рост турпотока. За лето 2021 только чартерами Москва - Южно-Сахалинск на острове побывало 3000 гостей.
А может быть слишком холодно? Да, Магаданская область относится к территориям Крайнего Севера. Но у Магадана, за счет близости Охотского моря, свой особый климат. В марте там бывает теплее, чем в Москве. Да и холодом сегодня туриста не испугать. В 2021 году российскую Арктику посетил 1 млн путешественников в год.
Нет неинтересных регионов, самое главное — найти своего туриста. Мы постараемся избавить вас от предрассудков, рассказать о Магадане, о Колыме — возможно, вы тот самый путешественник, которого ждет этот край.
Самое лучшее время для посещения Колымы – июль-сентябрь. Приехав в конце августа, можно застать последние вздохи лета, короткую, но очень яркую осень, и первое дыхание зимы (в конце сентября).
«Мой друг уехал в Магадан — снимите шляпу, уехал сам — не по этапу»
Магаданская область, безусловно, край русской географии. До его освоения долго не доходили руки. Первые остроги тут построили отважные первопроходцы и покорители Сибири еще в XVII веке. Но это были отдельные очаги «цивилизации», повода для серьезной битвы с природой ради освоения этих диких мест не находилось. Пока не стало понятно — здесь есть золото.
И люди начали гибнуть за металл. Строить дороги и в нечеловеческих условиях добывать олово, золото и серебро выпало ссыльным. Местные не пытаются забыть эту трагедию. Отдельный этаж магаданского этнографического музея рассказывает о лагерях Колымы, восстанавливает справедливость и демонстрирует фотографии тех, кто был осужден невинно (жертвы политических репрессий отбывали срок вместе с реальными уголовниками). Показывает примеры торжества человеческого духа.
Слезы наворачиваются на глазах, когда видишь моток ниток с узелками на них и рядом алфавит-расшифровку. Об узелковом письме из книг Джека Лондона вспомнил журналист Асир Сандлер, когда после обвинения госизмене оказался на Колыме. Чтобы не потерять себя и запомнить все, что видел, он плел эти узелки, а после лагеря издал книгу воспоминаний.
Напоминает о жертвах тех лет и пятнадцатиметровый монумент «Маска скорби» авторства Эрнста Неизвестного. Сегодня с сопки Крутая, где он установлен, виден весь Магадан, а раньше здесь находилась «Транзитка» — перевалочный пункт, с которого этапы заключенных отправляли по разным колымским лагерям.
Но лагерная страница Колымы давно перевернута. Все колонии (кроме двух) закрыли еще 60 лет назад. Сегодня по количеству заключенных и мест отбывания наказания на первом месте — никак не ассоциирующаяся с этим Свердловская область.
Еще в 1965 году Высоцкий писал: «Мой друг уехал в Магадан — снимите шляпу, Уехал сам, уехал сам — не по этапу… Быть может кто-то скажет: — Зря! Как так — решиться всего лишиться? Ведь там сплошные лагеря, А в них убийцы, а в них убийцы! Ответит он: — Не верь молве. Их там не больше, чем в Москве. — Потом уложит чемодан — И в Магадан, и в Магадан».
Не по этапу в Магадан приезжало немало специалистов. В советские годы работала система распределения: по окончании вуза тебе назначали место работы. Тем более высокие «северные выплаты» и большой отпуск служили дополнительной мотивацией. Магадан был третьим после двух столиц городом страны по числу людей с высшим образованием (в процентах от общего населения).
Подобно «Дикому Западу» Америки, «Дикий» Дальний Восток России притягивал романтиков и трудоголиков. И многие из них влюблялись в эти земли и оставались.
«Я уеду жить в Питер»
Уже не первый год население Магаданской области сокращается. В центре города граффити «Я люблю Магадан, но уеду жить в Питер». Именно в Питер, тогда еще Ленинград, кстати, уехал даже тот самый мамонтенок Дима. Широта с северной столицей одна, но возможности разные.
Многие молодые люди отправляются, как тут говорят, «на материк», но есть и те, кто приезжает, и те, кто остаются и развивают собственный край.
— Я из Казахстана приехал уже взрослым мужчиной, семь лет назад. И мне тут хорошо. Близость к природе, простор и свобода. Совсем скоро в город вернутся чайки, их тут очень много!, — рассказывает наш сопровождающий Сергей.
— У меня жена с детьми в Питер уехала, а я не захотел, остался. Дети приезжают и мечтают вернуться, когда выучатся. Было бы здорово, если бы снова была система распределения и молодых специалистов к нам присылали, это бы вдохнуло жизнь. — делится другой сторожил.
Люди, которые не бросают этих мест, не прилетают сюда вахтой за длинным рублем, а живут и созидают — главное золото этих мест. И им удается создать уют и инфраструктуру. Они готовы к приему гостей.
Первое, на что обращаешь внимание — в городе с населением 91 000 человек немало хороших ресторанов, баров и кафе. Гребешок, камчаткий краб, морской еж и другие свежайшие морепродукты тут — привычное дело. С ними стараются придумать оригинальные блюда, так что даже гурмана в Магадане смогут удивить. В кафе «Маяк», сидя у панорамного окна с видом на бухту Нагаева и, собственно, маяк, можно попробовать очень необычные пиццы — с крабом, анчоусами, осьминогом или креветками и манго. А в ресторане «Перевал» настоятельно советуем отведать дальневосточного трубача. Этот моллюск — настоящий деликатес и другого шанса может не представиться.
Если вы хотите попробовать что-то по-настоящему оригинальное, ищите «уюча» — это квашеные рыбьи головы по-эвенкийски. Местный вариант сюрстрёмминга точно запомнится надолго. На закуску можно взять кульни — это вареная брусника с красной икрой и травой шикшей.
Лыжи в сентябре, рыбалка – круглый год
«Перевал» — часть развлекательного комплекса «Снегорка», в котором можно не только вкусно поесть, но и понаблюдать за жизнью оленей, узнать больше о традициях коренного народа этих мест — эвенов. И, конечно, покататься на лыжах и сноубордах, а также тюбингах. Горки на сопках небольшие, идеально подходящие для обучения катанию и для детей. Количество трасс планируют увеличивать, комплекс активно развивается.
Но самое главное останется неизменным — это самая ранняя каталка в России. Где еще можно начать сезон в сентябре? Устойчивый ночной минус в Магадане наблюдается уже в конце месяца, а ко второй неделе октября ложится снег. Так что лыжный сезон тут и правда начинается рано и не заканчивается до самого лета.
Впрочем, из зимних развлечений доступны не только лыжи. По сопкам рассекают на снегоходах, прозрачные льды (ничем не уступающие байкальским) многочисленных рек так и просятся прокатиться по ним на коньках или устроить фотосессию. Жаль пока прокатов нет, так что берите коньки с собой.
А ведь еще — подледная рыбалка! Местные точно знают в какой момент какую рыбу ловить. Пойманная ночью корюшка светится — причем и изнутри тоже — голубыми отблесками фитопланктона. Про ловлю трески говорят «потрещать». Два раза в год на фестивале «Клёвая Колыма» можно послушать удивительную музыку эвенов, но, главное, посоревноваться с другими рыбаками в удачливости и умении. В зачет идет только определенная рыба — так богаты местные воды жизнью — навага и корюшка зимой и тихоокеанские лососи летом.
Рыба — визитная карточка Колымы. Помимо моря в регионе множество рек, так что это удобный случай, когда можно совместить морскую и речную рыбалки. А уж с рыбными местами проблем не будет.
Медведи по улицам ходят
Жители больших городов России привыкли смеяться над иностранцами, которые считают, что у нас по улицам медведи ходят. Ну дичь же! А вот и нет, придется привыкнуть к мысли, что медведи и правда посещают города. В Магадан они заглядывают с завидной регулярностью, а уж за пределами города и вовсе чувствуют себя хозяевами.
— Раньше в лес за грибами и ягодами можно было легко по одному ходить, а сейчас страшно, — сетуют местные.
Рассказ о неожиданной встрече с медведем тут — обыденность. Более того, не самый дружелюбный медведь с рыбой во рту смотрит тяжелым взглядом с плаката Магаданской области. А игривый рисованный мишка глядит на часы и ждет туриста (или обед?) на центральной площади города. Не самые комфортные перспективы, правда? Но бояться не стоит. Для похода в лес главное запастись грамотным инструктором и соблюдать технику безопасности.
В последние годы мэрия Магадана активно развивает экотуризм: сплавы по рекам и пешие маршруты вблизи города. На сайте городского туристического общества вы сможете найти опытных проводников и спутников, которые водят свои группы не забывая о правилах поведения в дикой природе.
«Магадан — заброшенный край, Магадан — запорошенный рай»
Слова из песни Ветлицкой местных не обижают. Тут и правда немало опустевших населенных пунктов. Но и тут, кстати, Колыма не на первом месте. Больше всего вымерших населенных пунктов в близкой к Москве Тверской области.
Предметы быта из заброшенных домов в качестве сувениров разбирают редкие путешественники, они становятся частью интерьеров в стиле СССР в барах Магадана. Смотришь на эти вещи и вспоминаешь, что в твоей семье были такие же — общий советский код на многие тысячи километров.
Мы привыкли стесняться опустевших поселков. Но у мест, оставленных людьми, своя романтика и энергетика, и свой турист.
Кроме посещения заброшек, в последнее время все популярнее становится промышленный туризм. И тут Колыме есть что предложить. Колыма продолжает родить золото. Самородки находят даже в желудках коров! Можно получить лицензию и попытать удачу. Найденное золото сдают в специальные пункты. Но мыть золото не так-то просто. Понять, есть ли у вас талант в этой области, можно на «Золотом фестивале». Каждый год желающие моют золото традиционным способом — с помощью деревянного старательного лотка. Дело не легкое, хоть и азартное. А ведь этот способ используется до сих пор во время геолого-разведывательных работ. В среднем работник за день промывает около 125 лотков породы.
Последние годы стали временем туристического знакомства с Россией. Путешественники отправляются в самые неожиданные места, рождаются и становятся популярными новые направления. Магадан еще не приобрел славу заезженного места, там на нехоженых дорожках все еще — следы невиданных зверей. Но это ненадолго. Край способен впечатлять, высекать искру эмоций, а что еще нужно для привлечения искателей приключений?
Неизвестная точка на карте: Югра
В Сибирь по своей воле, или Что посмотреть в Тюменской области