Один день в Антарктиде: рассказ путешественницы с Большой Земли

Служебные романы, мяукающие котики и полярные авралы. Репортаж яхтсменки и журналистки Марина Клочковой со станции «Беллинсгаузен».

Международная компания

Круглый год в Антарктиде работают пять российских полярных станций: «Восток», «Мирный», «Новолазаревская», «Прогресс» и «Беллинсгаузен». Последняя — самая доступная с Большой земли.

Она находится на острове Кинг-Джордж под 62 градусами южной широты, в 1000 км от Чили. Помимо «Беллинсгаузена», на этом клочке суши разместились базы еще восьми стран: Чили, Аргентины, Уругвая, Китая, Южной Кореи, Польши, Перу и Бразилии. Так что, если вы включите здесь мобильный телефон, он может сойти с ума и периодически поздравлять вас с прибытием в одну из этих стран.

— «Беллинсгаузен», «Беллинсгаузен», это парусная яхта «Леди Мэри», прием.

— «Беллинсгаузен» на связи!

После шести дней пути через пролив Дрейка, самый опасный на земле, мы встаем на якорь напротив российской полярной станции. Шлюпка утыкается в пологий берег, пингвины любопытно заглядывают в находящееся почти на их уровне лицо юнги. А вот и первый полярник — радист Алексей. Он приветствует нашу маленькую команду и ведет к основным строениям полярной станции — прямоугольным параллелепипедам на сваях. Бежевые щитовые дома — это российские Дом радио, Дом дружбы и госпиталь, гараж, склад, экологический комплекс. А красные дома за ручьем — чилийские. Неподалеку от нашей дизельной электростанции «Роскосмос» устанавливает новые антенны ГЛОНАСС. Чуть дальше через ручей переброшен мостик на чилийскую станцию «Фрей».

Когда в 1968 году СССР основал станцию «Беллинсгаузен», Чили, ближайшая к Антарктиде страна, спохватилась: «А мы чего? Так весь остров Кинг-Джордж расхватают!» И на следующее лето на противоположном от «Беллинсгаузена» берегу ручья возник чилийский домик.

Благодаря близости своей страны к Антарктиде, чилийцы основательно пустили здесь корни. Сдвоенные станция «Эдуардо Фрей» и «Вилла Лас-Эстрелас» образуют полярный поселок с единственными на острове аэропортом, рядами прямоугольных домов, крытым стадионом, госпиталем и почтой. Открытки с печатями Антарктиды из местного почтового отделения доставляются на материк военным кораблем.

В нашу православную церковь Святой Троицы приходят полярники всех соседних станций, а потому службу ведут на русском и испанском языках

Российские полярники называют станцию «Беллинсгаузен» курортом за самый мягкий среди всех антарктических баз климат, теплую компанию и регулярную связь с Большой землей. Зимой здесь редко бывает ниже –10 °С, а летом случается и +6 °С. Как принято на курортах, летом сюда приезжают туристы, чиновники и исследователи. Каждый день из аргентинского города Ушуайя через пролив Дрейка отправляются круизные суда, везущие от 50 до 100 пассажиров. Десяток парусных яхт привозят группы по шесть-восемь человек. Остров Кинг-Джордж — первая из нескольких остановок такого путешествия. Круизы длятся две-три недели, их стоимость начинается от $7000. Попасть на «Беллинсгаузен» можно и самолетом авиакомпании DAP из чилийского города Пунта-Аренас. Билет в оба конца стоит $5000. Регулярных рейсов из аэропорта на континент нет. В туристический сезон с декабря по февраль самолеты могут взлететь и пять раз в день, а зимой самолета может не быть от месяца до трех.

На чилийской базе есть все, даже банк и школа, но, в отличие от «Беллинсгаузена», нет круглогодичного храма. В нашу православную церковь Святой Троицы приходят полярники всех соседних станций, а потому службу ведут на русском и испанском языках. Самый южный постоянно действующий храм мира построили в 2004 году из алтайского кедра. Чтобы выдерживать ураганные ветры, сруб церкви усилен цепями. Такая подвижная конструкция более надежна, чем жесткий каркас, и во время штормов стены немного качаются. Теплый хвойный запах и тапочки, в которые нужно переобуться, делают визит в храм очень домашним.

Фото: Alexey Seafarer / Shutterstock.com

В церковь порой приезжают венчаться и крестить детей полярники и разные любители экзотики. Священники живут рядом с храмом в домике с кухней-столовой, санузлом и отдельными спальнями. В свободное от службы время служители церкви трудятся бульдозеристами или водителями «зодиака» — катера с надувными бортами — наравне с остальными рабочими.

Основная масса наших полярников живет в Доме дружбы. Помимо жилых комнат, здесь находится спортзал с бильярдом и теннисным столом, библиотека и столовая с очень вкусной едой. По официальным поводам все собираются в зале, похожем на красный уголок. Его атмосфера наводит на мысли, что в советское время вместо Беллинсгаузена там строго щурился бюст Владимира Ильича.

В Доме радио находится радиоточка, живут и работают начальник станции, радист, метеоролог и океанолог. Стены коридора украшают групповые фотографии всех советских и российских антарктических экспедиций с момента основания станции.

«А идите-ка вы в баню», — напутствует нас начальник станции, когда мы, сопровождаемые пингвинами, наконец добираемся до Дома дружбы. И мы отправляемся в помывочный отсек дизельной электростанции. Деревянные стены, тазы и веники на лавках, у входа выстроились тапки — все как в добром советском кино. Кстати, на станции имеется и портативная баня, ее собирают на берегу бухты в Крещение.

Год = полтора

С апреля 2020 года на всех российских полярных станциях несет вахту 65-я Российская антарктическая экспедиция (непрерывно работающая экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России). Во время нашего визита на станцию кончалась смена 63-й экспедиции. Номер считается с даты основания первой Советской антарктической станции «Мирный» в 1956 году.

Смена длится условный год (вместе с доставкой и возвращением домой — до 18 месяцев). На зимовку обычно остаются человек 18, а летом здесь может жить и до 50. С ноября по март на «Беллинсгаузен» приезжают сезонные рабочие и ученые. Зимует только основной состав, поддерживающий жизнь станции и текущие научные исследования.

Кто-то из полярников отправляется в добровольную изоляцию за мечтой и романтикой, кто-то — заработать. Несмотря на не самые высокие зарплаты (50 000 — 90 000 руб. в месяц), за год на полном довольствии полярной станции можно накопить капитал, чтобы сделать первый взнос за квартиру, купить машину или дачу.

На российских станциях работают только мужчины. У чилийцев такого правила нет, а потому случаются и романтические истории. Нам рассказали, что в одну из смен русский полярник полюбил чилийскую девушку. Во имя дружбы народов им выделили отдельный домик на границе станций, а после зимовки влюбленные должны были ехать к родителям девушки в Чили. Чем закончилась эта история, мы не знаем, но надеемся, что хорошо.

Станция живет по строгому распорядку. Все просыпаются к 7 утра, чтобы к 8 часам успеть на завтрак. В 8:20 планерка, на которой распределяются работы. В час дня обед. Работы заканчиваются в 6 часов вечера, а в 7 часов повара ждут всех на ужин. После некоторые идут играть в теннис, на бильярде или в библиотеку, другие перетекают в кают-компанию Дома радио на чай и телевизор. На станции есть маломощный ретранслятор Первого канала российского ТВ.

Полярная дача

Фото: Shutterstock.com

У метеоролога особый график: каждые шесть часов он отправляет текущие сводки погоды в Швейцарию. Самое сложное в такой работе — вставать в 3 часа ночи, потом попробуй усни! Свой график у поваров и врачей. Заведенное расписание порой нарушается авралами типа восстановления снесенной штормом крыши или ремонта прорвавшейся плотины на ручье — в таких работах участвуют все.

Метеоплощадка находится на пригорке за корпусами станции. Метеоролог снимает показания солнечной радиации по прожигу через стеклянный шар-линзу, проверяет какие-то градусники, лежащие прямо на земле. «А хотите, дачу покажу?» — говорит он, направляясь к одиноко стоящему складу метеооборудования, похожему на обычный контейнер. Кто ж не хочет! За дверью дачи прячутся стены с обоями и сувениры на книжной полке, сделанные своими руками, окно со шторками, яркие русские пейзажи, компьютерный стол и чайный уголок. В Антарктиду тебя возвращает только карта «Антарктика», украшенная вьющимися арт-объектами.

Львы, слоны и пингвины

Пока хозяин дачи разливает чай, рация, которая есть в каждом домике, шуршит человеческим голосом:

— «Леди Мэри» на даче! Ответьте Радиодому!

— «Леди Мэри» на связи!

— А вы слонов уже видели? Идите к Дрейку!

По пути к морским слонам, живущим на берегу пролива Дрейка, встречаются группки морских львов и пингвинов. Львы умильно мяукают, но, едва ты проникаешься к ним родственным чувством, начинают рычать. Долина ручья усыпана пингвиньими перьями — похоже, их обладателей кто-то съел. Не подозревая о судьбе предшественников, наивная пингвинятина семенит к месту лежбища морских слонов, первых обжор Антарктиды. К счастью, толстый падишах и три его пери лежат в нирване, не интересуясь ни нами, ни пингвинами.

Как попасть в Антарктиду

Работать на «Беллинсгаузен» попадают без специальных тестов на совместимость экипажа. Это требуется только на станции «Восток», где условия мало совместимы с жизнью. «Восток» находится в полюсе холода Земли, здесь зафиксирована самая низкая температура на Земле за всю историю наблюдений: –89,2 °С. Девять месяцев в году на станцию «Восток» невозможно добраться ни на каком виде транспорта. Станция находится на высоте 3500 м над уровнем моря, высокогорный воздух разрежен, что вызывает горную болезнь. Это усугубляется нулевой влажностью и запредельно низкими температурами. Летом воздух прогревается до –30 °С, а зимой может опуститься ниже –80 °С. Самый теплый день на этой внутриконтинентальной станции, под которой лежит почти 4-километровый слой льда: −13,6 °C. Это значение было зафиксировано 16 декабря 1957 года и до сих пор держится. Полярная ночь длится здесь треть года.

На сайте Российской антарктической экспедиции есть список актуальных вакансий для Антарктиды. Кто-то приходит в экспедицию почти случайно, как доктор 63-й экспедиции на «Беллинсгаузене» Илья. Однажды он увидел объявление в новостной ленте: требуется врач в Антарктиду. «Я позвонил, сказали: приезжай». А кто-то грезит об Антарктиде с юности, как метеоролог Виталий. Именно для этого он и выучился на метеоролога.

Каждый год новую смену Российской антарктической экспедиции доставляют ледоколы «Академик Федоров» и «Академик Трешников». Выходя в феврале из Санкт-Петербурга, к апрелю судно добирается до Антарктиды, забирает старую смену зимовщиков поочередно со всех станций и завозит новую. На «курорт "Беллинсгаузен"» ледокол заходит в последнюю очередь — перед длинной обратной дорогой в Санкт-Петербург.

Заполярное кино, марафон бегунов и коронавирус

Каждую зимовку все станции Антарктиды становятся производителями смешного короткометражного фильма. Его нужно сделать за 48 часов после получения задания, соблюдая три необходимых условия. Например, в фильме должны появиться летящий сапог, звук боинга и зеленый горошек. Горячие шедевры отправляются в распоряжение станции-организатора по интернету, а потом все дружно хохочут и голосуют за победителя. Одна станция — один голос.

В середине марта между «Беллинсгаузеном» и уругвайской станцией «Артигас» проходит традиционный легкоатлетический марафон. В 2019-м дистанцию 42 км бежали около 200 туристов, прибывших на судах «Академик Вавилов» и «Академик Йоффе». А в январе нынешнего года мир отмечал 200-летие открытия Антарктиды русскими моряками, в связи с чем на самую доступную российскую станцию заходило много яхт, круизных туристов и важных гостей. Начало пандемийных ограничений совпало с окончанием сезона в Антарктике, поэтому особых изменений полярники пока не почувствовали.

В фильме должны появиться летящий сапог, звук боинга и зеленый горошек

В этом году российские антарктические станции ушли на зимовку в штатном режиме. Сейчас в Антарктиде наступает лето, и по причине коронавируса для «Беллинсгаузена» оно будет непривычно малолюдным. Сезонный состав ученых и рабочих в Антарктику не приедет из-за пандемии, а визиты туристов и путешественников под большим вопросом, поскольку аргентинский порт Ушуайя закрыт, а Чили не располагает таким удобным вместительным портом вблизи антарктических территорий. Но и без этого поток туристов, как и везде в мире, сейчас больше напоминает жидкий ручеек. Зато экологическая нагрузка на единственный почти нетронутый человеком материк в этот сезон уменьшится, так что природа от этого только выиграет.

Архив 2020 года.

Как покоряли Север: истории пяти первопроходцев

Антарктида: 200 лет со дня открытия, документальные фото