Почему мы голые

Наша безволосость — результат выбора среды обитания или  предпочтения древней самки? Как и зачем человечество утратило шерсть.

Если не брать в расчет человека, который в своих играх с генетикой закрепил мутации голой морской свинки-скинни, китайской хохлатой собачки, кошек-сфинксов и прочих «голышей», которые в дикой природе не выживут, то некоторым животным понадобилось раздеться по нескольким причинам.

Жара

Именно поэтому нет шерсти у слонов. Для них и других больших животных (носорогов, бегемотов) главная проблема — перегрев. Им нужно как можно более эффективно охлаждаться.

Вода

Вот почему нет шерсти у китов, дельфинов, ламантинов и прочих млекопитающих, которые давно перешли на водный образ жизни. А вот у тех, кто перешел на него недавно, например у ластоногих, шерсть осталась.

Земля

Это то, что сделало голым нашего любимца голого землекопа, грызуна, который всегда живет под землей. Шерсть ему бы только мешала, потому что с ней гораздо сложнее передвигаться по узким подземным лазам.

Вот такие причины быть голыми есть у животных. Но что же случилось с человеком? Существуют три основные гипотезы.

1. Мы потеряли волосы для того, чтобы было легче плавать

Когда наши предки вышли из леса на берега рек и морей, они вели полуводный образ жизни: в воде прятались от хищников, в воде добывали себе пищу...

Это сформировало привычку передвигаться вертикально и лишило наших предков  меха. Зато увеличился слой подкожного жира, он улучшает плавучесть и термоизоляцию. 

Как утверждает акватическая теория, наша склонность к ожирению, врожденная способность плавать и любовь к отдыху на море звенья одной цепи. Мы бы с радостью с ней согласились, если бы не водные обезьяны-носачи, которые великолепно плавают и ныряют, но обладают густой шерстью. 

2. Мы потеряли волосы, чтобы было легче избавляться от кожных паразитов

Вряд ли кто-то будет спорить, что избавляться от экзопаразитов удобнее безволосому...

Отсутствие паразитов — отличный знак для противоположного пола. Еще Дарвин предполагал, что редукция меха у человека результат полового отбора. 

На самом деле наша шерсть никуда не исчезла. У человека столько же волосяных фолликулов, сколько и у обезьяны сопоставимого размера. Просто сами волоски стали тоньше. Каждый волосок помогает нашему осязанию улавливать самые мелкие движения эктопаразитов. А для защиты от холода мы заменили утраченную шерсть огнем и одеждой. Поэтому, чтобы животным стать такими же голыми, как человек, им надо стать такими же умными.

3. Мы потеряли волосы для того, чтобы эффективнее охлаждаться во время бега

Когда люди вышли из леса в саванну, они уже ходили на двух ногах. Осталось только увеличить количество волосяного покрова на голове, чтобы избегать перегрева головного мозга, а также потовых желез, чтобы успешнее охлаждаться.

Эффективнее всего охлаждается область живота, через которую происходит большая часть теплообмена. Это помогает человеку составлять конкуренцию хищникам в процессе охоты. Ведь из-за шерсти животные быстро перегреваются и не могут долго быть активными днем. 

Марафонская теория великолепно сочетается с паразитарной гипотезой. Возможно, мы голые и чтобы лучше охлаждаться, и чтобы меньше чесаться. 

По словам доцента кафедры антропологии МГУ Станислава Владимировича Дробышевского, у многих людей представление о нашей «безволосости» преувеличены. Количество волосяных фолликулов у разных рас на самом деле одинаковое, различается толщина волос, длина и — важный момент —цвет. Поэтому бывает так, что у человека волосы есть, но они светлые, их просто не видно. А если они черные, их видно хорошо. Но если попытаться в масштабах планеты проследить за волосатостью людей, никакой географической связи не обнаруживается. Например, на Хоккайдо живут айны — самые бородатые люди на планете. А рядом японцы — с минимальным в мире ростом волос.

Единственное, о чем это говорит, — все эти наши волосы не нужны для чего-то. Не всякий биологический признак имеет какой-то сверхглубокий смысл. Многое получилось так, потому что так получилось. Большую часть истории люди жили маленькими группками в 20–30 человек. И если в племени появлялся человек повышенной волосатости, это означало появление популяции мохнатых. А в другой популяции жил другой человек, безволосый. И такими же будут его дети. Это классический «эффект основателя». Женщинам айнов 10 000 лет назад нравились бородатые мужчины, а женщинам японцев — безбородые. Почему так — спросите женщин.

Зачем человеку молочные зубы?

Четыре причины, которые привели к появлению человека

Почему в природе самцы яркие, а самки скромные? И почему у людей наоборот?

Будет интересно