Почему поручни и ступени эскалатора в метро движутся с разной скоростью?
Как не каждый сантехник захочет подниматься на девятый этаж по лестнице, так не все покупатели дойдут до второго этажа торгового центра, если эскалатор сломался. В подземном этаже More's Department Store японского города Кавасаки установили эскалатор для самых ленивых — его длина всего 83 см, и он является самым коротким в мире.
Самый длинный среди тех, что находятся в метро, — в Санкт-Петербурге, на станции «Адмиралтейская». И вот идти по нему в случае проблем предстоит долго — 137,4 м.
В Баку эскалаторами оборудованы даже подземные переходы. А в Гонконге построили систему движущихся улиц, состоящую из 20 эскалаторов и трех траволаторов. Зачем стоять в пробках? Встал на ступени и поехал.
Важно не забывать периодически перехватывать руками поручни. Но почему они опережают ступени или отстают от них?
Поручни двигаются либо немного медленнее, либо немного быстрее ступеней. Эта особенность не является дефектом или признаком неисправности механизма. Иногда говорят, что разные скорости нужны для того, чтобы не дать особо уставшим уснуть. Но это шутка.
Небольшая разница в скорости движения поручней и ступеней связана с особой конструкцией и принципом работы механизма эскалатора.
Лестничное полотно представляет собой тяговую цепь и ступени. В движение оно приводится главным приводом через цепную передачу, которая входит в зацепление с приводной звездой, плотно «сидящей» на главном валу. В основном скорость лестничного полотна составляет 0,5 м/с. Отклонение допускается, но, согласно ГОСТ 33966.1–2016, не более чем на 5%.
В идеале ступени и поручень должны иметь одинаковую скорость. Однако со временем внутренняя часть поручня постепенно стирается, в связи с чем диаметр ленты становится больше, поручень начинает провисать и скорость его движения немного падает. Если же механик приклеит новую резиновую накладку и диаметр уменьшится, скорость поручня опять нормализуется.
Ощутимой разницы между скоростью ступеней и поручней в любом случае быть не должно. Максимально допустимое отклонение — 2%. Это не проблема и не опасно.
Самые глубокие станции метро в мире