Британцы прочитали любовные письма французов, перехваченные в XVIII веке
Специалисты Кембриджского университета спустя 265 лет прочитали и изучили письма, отправленные французским солдатам их женами и близкими. Эти письма были перехвачены англичанами во время Семилетней войны, и не достигли адресата.
Профессор Рено Морье вскрыл более 100 писем, отправленных невестами, женами, родителями, братьями и сестрами моряков. В посланиях можно проследить трогательные истории любви и жизни представителей разных слоев общества — от крестьян до богатых офицеров.
«Я могла бы провести всю ночь за письмами к тебе... Я твоя вечно верная жена. Спокойной ночи, мой дорогой друг. Уже полночь. Думаю, мне пора отдохнуть», — писала в 1758 году Мари Дюбоск своему мужу, первому лейтенанту французского военного корабля «Галатея» Луи Шамбрелану. Она не знала, где находится супруг, и что его корабль уже захвачен англичанами. Офицер так и не получил письма, и больше они никогда не встретились. Мари умерла в следующем году — до того, как Луи был освобожден и вернулся домой.
«Я не могу дождаться момента, чтобы овладеть тобой», — писала Анна Ле Серф своему мужу, унтер-офицеру на «Галатее». Она подписала свое письмо ласковым прозвищем «Нанетт». Находясь в тюрьме в Англии, ее супруг Жан так и не получил любовного письма.
Письма передают не только истории любви, но и сведения о семейных противоречиях и ссорах. Одни из самых интересных писем не дошли до молодого моряка из Нормандии Николя Кеснеля. Его неграмотная 61-летняя мать Маргарита с помощью писца отправила сыну послание с упреками. «В первый день года ты написал своей невесте [...]. Я больше думаю о тебе, чем ты обо мне. [...] Во всяком случае, я желаю Вам счастливого Нового года, исполненного благословений Господних. Смерть моя, кажется, не за горами — я больна уже три недели. Передайте мое почтение своему товарищу Варину, только его жена сообщает мне ваши новости», — пишет она.
Через несколько недель невеста Николя, Марианна, просила его написать своей матери, чтобы он был хорошим сыном. Похоже, Маргарита обвиняла Марианну в молчании Николя. «Черная туча ушла — письмо от тебя, полученное твоей матерью, облегчило атмосферу», — писала впоследствии Марианна. Но 7 марта 1758 года мать снова пристыдила Николя. «В своих письмах ты никогда не упоминаешь об отце. Это меня очень обижает. В следующий раз, когда будете писать мне, не забывайте, пожалуйста, о своем отце», — писала Маргарита. Морье выяснил, что на самом деле это был не отец, а отчим Николя.
«Эти письма рассказывают об универсальных человеческих переживаниях, они показывают, как все мы справляемся с серьезными жизненными проблемами. Сегодня у нас есть Zoom и WhatsApp, но в XVIII веке у людей были только письма, но то, о чем они писали, выглядит очень знакомо», — отмечает историк.
Во время Семилетней войны (1756-1763 гг.) Франция располагала хорошим флотом, но ей не хватало опытных моряков. За период войны в британских тюрьмах побывали 64 373 французских моряка. Некоторые из них умерли от болезней и недоедания, но многих освободили. В XVIII веке отправка писем из Франции на корабль, участвующий в войне, была невероятно сложной и ненадежной. Иногда люди отправляли несколько копий писем в разные порты, пытаясь увеличить шансы, что моряк прочитает послание. Родственники также передавали письма через родных и близких других моряков.