Жестокость или традиция? Непальские художники выступили против фестиваля Гадхимай
Непальские художники выступили против массового жертвоприношения животных на фестивале Гадхимай. Выставка коллектива «Purna Viram» открылась в художественной галерее в Катманду, сообщает Kathmandu Post. Авторы экспозиции хотели привлечь внимание к жестокости этой традиции.

У входа гостей встречает кирпичная стена с надписью «Разрушь стену» — она символизирует барьер между зрителями и правдой о фестивале. В стене проделаны отверстия: заглянув в них, можно увидеть черно-белые фотографии, показывающие жестокие сцены убийств.
Еще одна инсталляция — окровавленный мешок. Рядом с ним размещены фотографии и провокационный вопрос: «Где мясо?» Это заставляет задуматься о последствиях и этичности фестиваля.

Фестивале Гадхимай проходит каждые пять лет на юге Непале в индуистском храме, посвященном богине власти Гадхимаи. Жутковатая традиция существует уже 250 лет. Народность мадхеси приносит в жертву тысячи животных — коз, буйволов, птиц и других. Они верят, что таким образом богиня Гадхимаи избавит мир от зла. Для сотен тысяч паломников из Непала и Индии это шанс исполнить заветные желания. В 2009 умертвили 250 тысяч животных, столько же — в 2014 году.
Перед началом ритуала люди ночуют под открытым небом, молясь в деревне Бариярпур близ индийской границы. Фестиваль собирает до двух миллионов человек. Его история началась с легенды: 250 лет назад богиня явилась во сне священнику, пообещав ему свободу из тюрьмы и процветание в обмен на кровавые жертвы. Когда священник действительно освободился, он построил храм и основал традицию. После ритуала мясо раздают местным жителям и гостям, а остатки продают коммерческим компаниям.
Попытки остановить ритуал предпринимались не раз. Еще в 2009 году Брижит Бардо и Манека Ганди требовали запретить жестокий фестиваль, но власти Непала проигнорировали их обращения. В 2015 году храм объявил о запрете жертвоприношений, а через год верховный суд Непала поддержал это решение. Зоозащитники праздновали победу, но председатель храма тогда заявил, что договоренность не достигнута. Сейчас индийские пограничники и волонтеры пытаются хотя бы сократить число жертв — они задерживают животных, которых нелегально перевозят через границу.