Долгая дорога к Бразилии

Предыдущая история - Ботанический сад Джорджтауна

Мой автобус к бразильской границе должен был отправиться ближе к вечеру, и в назначенное время я уже находилась в автовокзале. В нетерпеливом и волнующем порыве ждала выезда, но внезапно его отложили на два часа из-за неисправности машины. Так начались мелкие пакости завершающего этапа гайанского путешествия.

Пока суд да дело, поднялась во второй этаж деревянного строения с балконами по периметру здания, где расположилась небольшая гостиница на несколько комнат. Мне хотелось справиться о русских туристах, что остановились тут несколько дней назад. К моему удивлению шеф отеля объявил, что ребята уехали на второй день.

Поразительно! Проделать столь длинный и сложный путь до Джорджтауна могли только одержимые путешествиями люди, а уехать обратно на второй день могли только нетерпеливые новички. Два разных фактора совершенно не вязались между собой.

Что могло послужить причиной столь спешного отъезда? Возможно, комары виноваты, а может быть непросыхающая влажная жара? Я думала о том, что встреча с той тройкой неизвестных русских состоится где-либо на страницах интернета. Должны же эти люди хоть что-то рассказать о Гайане! Но скажу наперёд, тщетными были мои ожидания. С теми туристами так и не довелось пересечься, и они так и не узнали о том, что в одно время с ними в Джорджтауне находилась русская одиночка из Астрахани.

А пока кроме меня на рейс в сторону Бразилии подошли ещё два иностранца. Один — чилийский священник, а другой — швед.

Когда пришёл автобус, пассажиры шумно загрузили мешки и корзины в багажное отделение, расселись в салоне, и уже в сгущающихся сумерках тронулись в путь. Вскоре выяснилось, наш водитель не знает дорогу из города и долго возил нас по вечернему Джорджтауну на радость мне.

 Неоднократно промелькнул за окном один и тот-же спектр зданий. Проехали государственную библиотеку, национальный и антропологический музеи, правительственные учреждения. Джорджтаун, как витрина, как выставка работ умелых зодчих, квалификации которых могли бы позавидовать проектировщики городских многоэтажек, что скучными окнами смотрят с высоты на горожан.

Наконец-то, плутая по сумеречным столичным улицам, мы выехали на единственную трассу, что соединяет столицу Гайаны Джорджтаун с большой землёй, и помчались с бешеной скоростью, выбрасывая чёрные клубы дыма из громогласных выхлопных труб. Надтреснутые хлопки где-то под днищем салона заставляли вздрагивать, пока народ не привык к резкому звуку. Пассажиры настороженно переглядывались, а мне было ясно, что будем стоять в болотной дремучести.

Нагоняя упущенное время, мчались по шоссе до транзитного городка Линден, а после него начнётся красная грунтовка., уходящая в сельву однополосной колеёй, что не разъехаться с редким встречным транспортом. Она ухабисто тянется по болотистой почве более шестисот километров, аккуратно преодолевая хилые мосты и мосточки. И тут, при въезде на жестокий участок пути, когда ты обречённо ожидаешь неизбежных страданий всего организма, случилась такая штука.

Из непробиваемых дебрей нам навстречу выкатил второй рейсовый автобус. Он возвращался от бразильского кордона в Джорджтаун и обязательно должен был сделать остановку, чтобы передать нам бензопилу и канистру с бензином. Так и было. Во время короткой стоянки водители обеих машин решили ими поменяться, то есть трескучий и задымленный пойдёт обратно, а «свежий» повезёт нас через чащу за сотни километров.
В ночи раздался клич:

— Разгружайся! Меняем автобус!

Все путники с недовольным ропотом принялись вытаскивать на обочину мешки и тюки, так удобно утрамбованные час назад. Пассажиры обратного рейса делали то же самое — люди, возмущённые обстоятельствами и обиженные на нас, вытащили свои саквояжи на пыльную придорожную кромку. В этот раз бензопилу с канистрой переносить не пришлось. А потом началась путаная суета.

Если машины могли бы при встрече осторожно разъехаться, то развернуться в противоположные стороны — ну просто никак! Только на бетонном пятачке у окраины Линдена можно было осуществить данные маневры, а он давно позади.
Тут без объявления положения дел два автобуса порожняком — один задним ходом, а следующий нос в нос — двинулись «паровозиком» в Линден.

Это сейчас я понимаю такую надобность, а тогда у одного и другого края возникла паника. Народ с неподдельным ужасом кричал и бежал вслед, думая, что всех оставили тут до утра, где чаща за нашими спинами сплелась единой зелёной массой, что руку туда не просунуть, а если просунуть, то её сразу кто-нибудь откусит.

«Свежий» шёл вторым, толпа стала ломиться в него с баулами или без них. Её неистовый гнев походил на сумасшествие. Туда запрыгивали на ходу самые резвые, и если получалось затащить чемодан, то его волокли с собой. Ездоки без резвости яростно колотили в железные бока салона, цеплялись за всевозможные выступы, нешуточно ломали двери.

В той толчее обладателям крепких локтей было всё равно куда и как их повезут. Ведь остаться в лесу тропической полночью, да ещё без света фар, который безнадёжно исчезает, это настоящее испытание на смелость.

Водитель «свежей» машины остановился, чтобы ненароком кого-либо не придавить. В него набились путники с двух рейсов, а наш транспорт в чёрном дыму и с жутким треском уехал, пятясь по ночной грунтовке.

Теперь уже и люди, и вещи оказались скопом в невыносимой тесноте. Но лучше тесно ехать, чем свободно стоять в кромешной тьме под прицелом москитов и всякой прочей живности. Меня радовала миниатюрная дорожная сумка, в который лежал самый необходимый набор вояжера. Мысленно похвалила себя, что умею отправляться в путь без излишеств.

Разразившийся среди пассажиров скандал забавлял. Ругань по-английски огласила скрывшиеся в темноте джунгли. Вот-вот народ передерётся! На «наших» напирали «чужие», обвиняя за неудачи, за багаж под ногами, за ночную чернь вокруг и даже за решение отправиться сегодня в приграничный с Бразилией городок Летем. Но впереди показались приближающиеся огни Линдена, и под колёсами мягко зашелестел асфальт.

Вскоре увидели нашу машину в развёрнутом положении по направлению к столице. «Свежий» транспорт сделал разворот и встал носом к лесу.

С учётом того, что гайанцы не могли мирно разобрать свои пожитки, всем снова предстояло сойти с грузом, чтобы рассесться согласно купленных билетов и ничего не спутать. А ведь с самого начала надо было так и поступить.
На все эти передвижения ушла масса времени, я радовалась, что приеду на границу с Бразилией днём, но никак не по темноте, а это просто замечательно.

Поездочка как по заказу! Приключения мне дарят радость. Осталось ко всем нашим перипетиям упасть под колёса дереву, чтобы хором его пилили и растаскивали по сторонам, а вокруг бы прыгали пипы суринамские и сновали изумрудные игуаны. Было бы здорово!
После последнего и окончательного размещения рядом со мной устроился чилийский миссионер и начал разговор, как с давно знакомым и вместе пережившим «схватку народов» товарищем. Как-никак на тот момент я ему со своим испанским стала ближе англоязычных гайанцев, или единственного туриста из Швеции. Чилиец заметил:

— Поездка очень эксклюзивная, я ведь в Джорджтаун прилетел самолётом, а о проезде через лес только наслышан и очень переживаю по этому поводу. Во времени не ограничен, но мне не хотелось бы застрять где-нибудь в парящей болотами глубинке.

Я искренне удивилась заявлению о перелёте, считая, что все иностранцы должны ездить к Карибскому берегу, где сосредоточено почти всё культурное наследие страны и успешно развита её инфраструктура, только через эти бескрайние зелёные массивы и ничего не пропустить мимо глаз, поэтому почти вскрикнула:

— О! Так Вы не знакомы с Гайаной? Сегодня её познаете. Этой ночью Вы узнаете какие тяготы способно вынести Ваше тело. Дорога в Амазонии — это не асфальт в Джорджтауне! Но здесь она хотя бы есть. Будем молиться. Нам выпадут не только трудности, но и неповторимые нюансы на нашем пути. Поверьте!

Так и случилось. Автобус летел по ямам, как самолёт чилийца, перебирался по бесконечным и чуть живым мостам, доски на которых шевелились, он разбрызгивал лужи, распугивал лягушек с игуанами, и, наконец-то, встал.
— Ура! Пилите джунгли! — так и хотела воскликнуть.

К моему восторженному удивлению под сводом сомкнувшегося лесного тоннеля повисло старое дерево, замотанное в лианы. Оно висело так низко над дорогой, что нам под ним никак не проскочить. Синие баттерфляй с крыльями-воланами запорхали на месте, остановившись вместе с пучками света от мощных фар. По обе стороны беспорядочное нагромождение обхвативших деревья лиан.
Да уж… Это вам не цирк с конями.

Водители не долго собирались. Вытащили бензопилу, и она заработала в ночи, вспугивая сонных птиц звучным рёвом. Лиановые канаты подпилили скоро, и трухлявый ствол рухнул на проезжую часть, рассыпавшись прахом. Несколько мужчин быстро раскидали в стороны уцелевшие обломки, занесли агрегат в салон и мы двинулись дальше.

Пока стояли среди дороги, липкая жаркая пелена окутала людей, одежда и без того влажная сразу взмокла, а лёгкие наполнились водянистым густым паром. Такое испарение в болотистой зоне при высокой температуре сравни газовой камере. Только в процессе движения дует в окна слабый ветерок.

Кроме того впереди нас поджидала паромная переправа, а с зарёй индейцы карибас выйдут на тракт караулить рейс, чтобы подъехать до только им заметной тропы, что невидимо уходит в однообразно мелькающую за стёклами чащобу. Попугаи ара и какаду взлетят с рассветом, орхидеи цветными пятнами засияют на сучьях деревьев.

Миссионер громко вздохнул, было понятно без слов, он в ту минуту мечтал о самолёте.

Я предполагала, что доберусь до Лехема не через 14, а через 24 часа, учитывая всевозможные остановки для «попить-поесть-попилить», полицейские участки с проверкой документов, а с наступлением утра будет паромная переправа, да ещё посадки с высадками местных жителей. Жуткая жара здесь даже ночью!

В этом году Бразилия обещает заняться дорогой. Наверное, мне будет жаль, что в дикую природу вторгнется человек, хотя второй раз я сюда не вернусь, а всё потому, что мир велик, и надо успеть его увидеть.


 В Лехем мы всё-таки приехали через 14 часов! Удивилась ли я? Конечно. Вышли мы с чилийцем у пограничного пункта, поставили в паспорта выездной гайанский штамп, на такси за пять реалов доехали до бразильского поста. Здесь чилиец свободно прошёл в Бразилию, а мне вдруг пограничники заявили, что россиянам нужна бразильская въездная виза. Тут я стала объяснять:

— Это не так, я русская, и для меня въезд в Бразилию из любой страны безвизовый. Откройте информационную базу Timatic по визовым правилам текущего года.

А мне говорят:

— Нет, въезд из Гайаны в Бразилию — визовый. Надо ехать в Лехем для получения визы в бразильском консульстве.

— Да вы что? Смерти моей хотите? После пережитого только что гайанского тракта я должна искать бразильское консульство и брать визу, которая мне не нужна?

Злоключения продолжались, не ставят — и всё! Слёзы пеленой накатили на глаза. Где? Куда? Как искать консульство? У меня через 40 минут уходит автобус в Боа Висту, а дальше в Манаус нужно выехать сегодня вечером.

Если бы знали те некомпетентные пограничники, какую проблему мне создали. Вышла на улицу чуть не плача. Предстояло возвращаться в Лехем, искать бразильское консульство. Все такси с этого пункта идут в бразильский город Боа Виста, обратно же, по нейтральной зоне, никого. Пешком два километра до Лехема, да пешком обратно — непростительная трата времени, и остаться на ночлег придётся где-то здесь.

Мне было горько и обидно за горе-пограничников, что лениво спят у себя в подсобке и не изучают международные визовые правила, которые меняются не только каждый год, а даже каждое полугодие, если не каждый месяц.

И тут через пропускной пункт идёт машина. Четыре женщины в салоне, которым бешено машу руками, сумбурно объясняю ситуацию и нагло влезаю пятая. Просто умоляю отвезти меня в бразильское консульство.

Среди пассажирок случилось лёгкое замешательство, а я без конца извинялась и совала в руку водителю пять реалов. Все четыре женщины оказались единой семьёй. Какое-то время мы пребывали в поиске, а когда нашли это ненужное мне консульство, я спешно выпрыгнула из машины, не забыв поблагодарить великодушных женщин.

И что вы думаете?! Меня встретил тот самый пограничник, что по своей глупости отправил русскую женщину за визой. С маской мнимого равнодушия и напускного спокойствия мужчина признал ошибку и предложил снова отвезти на пограничный переход.

У меня не было слов. Слёзный ком стоял в горле. Этот человек не захотел ставить въездной бразильский штамп в мой паспорт! Это он со своей некомпетентностью почти сломал мне и без того хрупкий план. Теперь уже он вёз меня обратно, всю дорогу извиняясь. Я негодовала:

— Да что за наказание? Ошибочка вышла? А мне хочется вас расстрелять! Учиться надо, а не спать на посту! Да чтоб вы сгорели вместе со своими таксистами!

И тут Остапа понесло, мужчина удивился:

— А почему с таксистами?

— А потому что они знают, весь трафик идёт через них, и ведут себя надменно и нагло. Ни за что не помогут советом, только о деньгах думают. В Лехеме и Бонфине самые плохие люди, так как в этом месте единственная переправа Бразилия — Гайана.

Тут я выговорилась и спохватилась. За такие «красочные» выражения можно и пострадать! Эта чёрная мысль миновала после проставленного в паспорте штампа о въезде в Бразилию.

— Всё! Я спасена!

Уже через полтора часа я была в Боа Висте, а до Манауса — бывшей столицы каучукового края в Амазонии — ехать 12 часов. По Бразилии ходят комфортабельные автобусы многих автобусных компаний, тут же купила билет на рейс от Amatur.

Теперь я подумаю о Гайане.

Была она для меня неизвестной, но страха не было. Путешествие оказалось насыщенное и очень познавательное. Я примерила на себя образ жизни гайанцев, что постоянно борются с морской стихией, с дыханием болотистого леса, с назойливостью насекомых. Наверное, хорошо, что я не читала туристических отзывов о стране и почти ничего о ней не знала. Только лишь благодаря роману «Мотылёк» имела представление о регионе, но это меня не отпугнуло, а только взрастило любопытство.

Я познакомилась с жизнью маленького, малоизвестного государства и оценила радости, что в привычном мире кажутся обыденностью.

Удивляясь каждому моменту, не заметила как быстро пролетело время. Эта страна стала для меня интереснейшим открытием, а я — её пионером!

Меня ждала Бразилия и долгий путь по Амазонке в Колумбию.

Будет интересно