Герои нашего времени
Мне много приходится путешествовать и бывать в различных экспедициях в Арктике. В этом фоторепортаже хочу рассказать о тех, кто трудится в суровых условиях Крайнего Севера.
Геологи
Нельзя не упомянуть про семейную пару геологов, которым в 2012 году рукоплескал Стэнфордский университет, а на Родине про них ни в одних новостях не прошло и строчки. Они, конечно, скромные и сами себя не рекламируют, но тем не менее их вклад в дело изучения геологии Арктики в тысячи раз больше и значимей, чем какого-нибуть депутата.
Саша Кузьмичев — доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией неофелитов в Геологическом институте РАН, уже много лет проводит сезоны в Арктике вместе с Данукаловой Марией в самых труднодоступных местах.
Ангелы неба
Есть такие люди, которых можно слушать часами. У них большой жизненный опыт, им есть чем поделиться, что рассказать. Особенно, когда этот опыт приобретен потом и кровью, в любви к своей стране, своему Отечеству. И о таких людях хочется рассказывать всегда.
Отказавший двигатель, ювелирная «парковка» вертолета в труднодоступных местах, спасение полярников, сотни выполненных санзаданий. За 37 лет работы и 16 тысяч часов налета в Арктике, Антарктиде, Африке, Афганистане, Пакистане Александр Макаров, заслуженный пилот России, увидел полмира. Говорит, что вертолетчики — счастливые люди, им открывается вся красота Земли. "Север притягивает, там работаешь с удовольствием. Африка, например, вызывает совершенно другие эмоции. Ощущения от того, что смотришь на мир в его первозданном виде, необыкновенные. Этот мир никто не трогал. Он такой, каким был создан. Маки и камнеломка цветут там, где температура летом плюс пять. Чудо", — говорит Александр. «Ангелы неба» — так ласково зовут вертолетчиков. И посвящают им стихи и песни. Ведь зачастую только от их мастерства зависит жизнь и безопасность людей.
Последний шаман острова Врангеля
Григорий Каургин живет тем же укладом, каким много лет назад жили его предки. Приезжающих с «большой земли» он не чурается, но природа здешних мест ему куда ближе, чем люди. И встреча с хозяином Арктики —белым медведем — пугает его меньше, чем современная цивилизация. Он — последний постоянный житель некогда большого поселка Ушаковский.
А еще его — чукчу с индейскими корнями — считают последним представителем древней шаманской династии, который знает язык животных. — После распада совхоза, когда заповедник здесь появился, и власти запретили охоту на моржей и белых медведей, наши все уехали на Чукотку, — рассказывает шаман. — Кто куда, главное, чтобы можно было охотиться и вести привычный образ жизни. Ему тоже много раз предлагали переехать на материк, но Григорий отвечает категорическим отказом. Говорит, в тундре весь смысл его жизни. Выжить «последнему шаману» в совершенно пустом поселке помогают сотрудники заповедника и метеостанции, хотя Григорий Каургин уверяет, что обошелся бы и без этой помощи — на острове есть все необходимое для его жизни.
Легенда яхтинга
Мне посчастливилось не только познакомится со знаменитым капитаном Николаем Литау, но и принять участие в арктической экспедиции на яхте "Апостол Андрей" по маршруту шхуны "Святая Анна".
Николай Литау, заслуженный мастер спорта, Действительный член Русского географического общества, кавалер Ордена Мужества. Российский яхтсмен, совершивший на построенной под его руководством яхте «Апостол Андрей» три кругосветных путешествия. За 10 лет «Апостол Андрей» оставил за кормой 110 тысяч морских миль, побывал на всех континентах планеты, прошёл все океаны и установил 5 мировых рекордов.
Влюбленный в Арктику
В мире существуют тысячи профессий, все они разные и непохожие друг на друга. В основе одних лежат физика и математика, в основе других – химия и биология, в основе третьих – история и литература. География стала основой для многих профессий. Древняя и в то же время вечно юная география – удивительная наука, она обо всем, что окружает нас. Кто из нас в детстве и юности не мечтал о путешествиях в далекие неведомые края? Эти мечты подкрепляются наблюдениями природы, первыми прочитанными книгами, талантливыми учителями по географии и истории. Однако со временем мало кому все это удается реализовать, часто мечты вытесняются реальной жизнью. Лишь целеустремленным людям с сильным характером, открытой душой и пылким сердцем удается достичь своей цели и осуществить практически невозможное.
К числу таких счастливчиков можно с полным основанием отнести капитана легендарного научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» Юрия Алексеевича Настеко. С первых мгновений общения с этим человеком понимаешь, что перед тобой неординарный, харизматичный и яркий человек. Родился он на Днепропетровщине в 1966 году, детство протекало вдали от Арктики. В школе был сорвиголова, учеба давалась легко, но никогда не был «круглым» отличником, хотя некоторые предметы его все же привлекали. Особенно увлекался географией. Часами мог рассматривать карты и атласы. Ему очень хотелось побывать во многих странах и увидеть мир. Сколько себя помнит, всегда мечтал о морях, причем о северных морях, об Арктике. Поэтому после армии поступил не в ближайшую к дому одесскую мореходку, а в Архангельское училище и в результате стал судоводителем. Начало трудовой деятельности оказалось связано с рыболовным флотом, был штурманом рыболовного траулера. Это было настоящей школой для него, как судоводителя и как человека. Избороздил многие моря, но его по-прежнему тянуло в Арктику.
Потом работал на разных судах Росгидромета, пока не пришел на НЭС «Михаил Сомов» дублером капитана, затем некоторое время был старпомом и, когда выходили первый раз после ремонта в рейс в 2000 году, уже в качестве капитана. Его работа там, где на сотни километров только ледяная пустыня. В 2012 году Юрий Настеко удостоен звания "Почетный полярник".
В 2016 году он стал консультантом проекта фильма "Ледокол", отвечающим за достоверность происходящего в кадре. Участие Юрия Настеко в фильме не ограничилось ценными советами — он исполнил роль члена команды, принимающего на борт ледокола вертолет.
Человек без паспорта
Ярослав Омельчук - человек удивительной судьбы. Родился он в селе Мятин Ровенской области, был одиннадцатым ребенком в семье. Окончив восемь классов, пошел учиться в профессиональное училище на слесаря-сантехника, одновременно учился в вечерней школе.
Потом служба в ВС СССР, по окончании остался на сверхсрочную, был начальником радиостанции. Неоднократно принимал участие в соревнованиях по радиомногоборью. Дважды становился чемпионом Украины, в командном зачете стал серебряным призером СССР. После службы в армии более десяти лет работал в ДОСААФ – готовил призывников в ВС СССР. После развала Советского Союза встретился случайно со своим учеником радистом, который к тому времени уже работал начальником полярной станции на острове Вилькицкого. Не раздумывая принял решение поменять свою жизнь на 180 градусов. Поехал работать к нему на станцию техником-метеорологом. С 1993 по 2004 год безвыездно (какой там КЗОТ и ТК) находился на полярке. Надо отметить, что у Ярослава Назаровича на руках был только паспорт СССР. В 2004 году выехал в первый свой отпуск, человек не имел ни гражданства, ни действительного паспорта, только справка с управления, что он находился на ТДС, и выехать не имел возможности. На Украине, в паспортном столе ему объяснили, что ждать паспорта и гражданства придется долго. Тогда он взял опять паспорт СССР и опять поехал в Арктику, в это время, как раз восстанавливали временно законсервированную ОГМС им. Э.Т. Кренкеля на острове Хейса. Омельчук был назначен начальником полярки. Через десять дней на него напал белый медведь, который уже ухватил Ярослава Назаровича за руку и потащил свою добычу к морю – чудом спасся, помогла природная смекалка и пес Гога, который вцепился медведю в заднюю лапу.
Хозяин Арктики на мгновение выпустил руку полярника и оглянулся на собаку. Этих драгоценных секунд хватило начальнику станции, чтобы сориентироваться и забежать в ближайший домик. Вертолетом его доставили на военный аэродром Нагурское, оттуда санрейсом в Мурманск. Но через месяц, как ни в чем не бывало, вернулся на остров Хейса, где провел две зимовки. Потом опять работа на своей первой станции остров Вилькицкого. Наконец-то, в 2009 году получил гражданство Российской Федерации и свой долгожданный паспорт. Сейчас трудится на геофизической станции Колба, рядом с Диксоном.
Тридцать лет на острове
Полярную станцию "Остров Визе" не закрыли лишь благодаря упорству и самоотверженности ее начальника Сергея Ивановича Аболемова. В 90-е годы он собирал топливо на заброшенных военных базах, чтобы выжить – снабжение в ту пору было очень плохим. Недаром в 2004 году «За личное мужество и подвижничество, за верность раз и навсегда выбранному пути» он стал лауреатом премии Владимира Высоцкого «Своя колея».
С первых минут общения с этим человеком чувствуешь, насколько это сильная личность. В 1970 году после окончания восьмого класса Сергей поступил в Ленинградское Арктическое училище (ЛАУ), а в 1973 году уже начал свою трудовую деятельность в системе Гидрометслужбы младшим техником-гидрометеорологом на полярной станции мыс Желания. Там он проходил производственную практику. После окончания ЛАУ Аболемов был зачислен на должность гидрометеоролога полярной станции острова Преображения. Так и началась его жизнь настоящего полярника: остров Русский, остров Ушакова, полярная станция Тюмяти, АМСГ Таймылыр, остров Виктория… Все станции далеко за полярным кругом. В 1989 году Сергей Иванович был переведен начальником полярной станции на остров Визе и с тех пор отсюда уезжал только в очередной отпуск, да и то не каждый год. Вместе с супругой Ириной, которая на станции долгое время работала геофизиком, здесь же воспитали дочь, которая окончила школу экстерном с золотой медалью. И только в 2019 году Сергей Иванович попрощался с родным островом.
Губернатор острова
Одним из самых известных полярников Северного УГМС является начальник труднодоступной метеорологической станции на о. Белый Николай Иванович Никонов. Родился он 27 октября 1953 года на станции Ковда Мурманской области. Станция была железнодорожной, а прожил всю жизнь на полярной. Детство и юность прошло в поселке Зеленоборский Кандалакшского района Мурманской области. После школы, в 1971 году, поступил в Ленинградское Арктическое Училище (ЛАУ) на радиотехническое отделение, которое успешно закончил в 1974 году и по распределению в начале 1975 года приехал в Амдерму, где находилось Амдерминское управление по Гидрометеорологии, работать радистом на радиоцентре.
В мае 1976 года поехал на полярную станцию Болванский Нос (остров Вайгач) старшим радиотехником. В начале 1979 года выдвинули на должность начальника полярной станции, но выявился его главный недостаток – молодость. И тут своё слово сказал начальник Амдерминского управления Чилингаров А.Н. : «Молодость – это не причина, по которой нельзя назначить начальником, тем более этот «недостаток» скоро пройдет». И с 1979 по 1987 Николай Иванович был начальником станций имени 60-летия ВЛКСМ и Белый Нос. В 1987 году в составе 33-й САЭ отправился в Антарктиду на станцию Мирный, где работал в должности метеоролога до 1989 года. После зимовки вернулся в родное управление на полярную станцию Югорский Шар в качестве начальника полярной станции. В 1994, в связи с закрытием полярной станции Югорский Шар, был переведен начальником полярной станции Белый Нос, где и проработал до 1997 года. Откуда уволился и распрощался с Арктикой. Но, как говорят, что если ты побывал за Полярным кругом, то обязательно туда еще вернешься, и неважно в Северное полушарие или в Южное. И в 2005 году в составе 51-й РАЭ он снова отправился в Антарктиду, но на этот раз начальником полярной станции Новолазаревская. В 2007 году, приехав из Антарктиды, вернулся в Арктику, начальником полярной станции имени М.В. Попова (остров Белый), где и работает в настоящее время.
Последний одиночка
Нет, он не отшельник, не чувствует себя одиноким, потому, что на станции он не один. Хотя частенько приходилось оставаться и одному. Он не чурается больших городов и людей, приезжая домой в Архангельск, всегда первым делом идет в одну и ту же парикмахерскую, чтобы не выделяться среди остальных людей. С удовольствием ходит по музеям, покупает книги, ведет себя, как обычный человек с Большой земли. Но проходит немного времени, как его опять манят бескрайние просторы Заполярья, это Белое Безмолвие.
Вячеслав Короткий, окончив военно-морское училище, семь лет прослужил на флоте начальником радиостанции, но что-то тяготило его, и однажды он принял решение в корне изменить свою жизнь. Только он не знал еще как. В Северное УГМС попал совершенно случайно – шел мимо, увидел объявление, что требуются радисты. Так и стал работать в системе Гидрометслужбы. Потом курсы полярных работников в Москве, работа на труднодоступных станциях Кожим Рудник, Индига, Сосновец. Будучи в отпуске, повстречал девушку, с которой решил связать свою судьбу. Одна незадача – та ни в какую не хотела покидать город и ехать на какую-то ТДС. Поставила ультиматум: «Увольняйся, тогда выйду за тебя замуж!» Скрепя сердце, подчинился. Сыграли свадьбу, но прошло совсем немного времени, и душа потребовала свободы, ветра и морских просторов. Устроился начальником радиостанции на гидрографическое судно. Несколько лет ходил по Белому, Баренцеву и Карскому морям. Затем уволился, опять же по настоянию супруги, и начал работать в Архангельске инженером. Но Арктика его уже не отпускала и звала за собой. И он вернулся в Гидрометслужбу. Это было в 1999 году. А в 2001 году прибыл на Ходовариху. И с тех пор он верен этим местам.