Евгений Бирюков
4 ноября 2016
8438

Город на берегу реки Волга - Сызрань




Сызрань – старинный волжский город, раскинувшийся по берегам пяти рек - Волги, Кубры, Крымзы, реки Сызранки и Кашпира (Кашпирка). Он отличается историко-культурной уникальностью, неповторимым природным ландшафтом, выгодным географическим положением. Он стоит на перекрёстке транспортных артерий, а потому его невозможно объехать стороной, перемещаясь с юга на север или с запада на восток нашей страны.



История создания города Сызрань.

Закладка Сызрани приходится на XVII век, и связано это с расширением границ Российского государства на восток. Опустошительные набеги кочевников, ногайских и крымских ханов, нападения лихой казачьей вольницы на торговые караваны препятствовали развитию этих земель.
Необходимо было поставить города-крепости и организовать оборонительные линии. Так возникла и Сызранская засечная черта.

Указом царей Петра и Иоанна Алексеевичей от 4 июня 1683 года предписывалось симбирскому воеводе князю Григорию Афанасьевичу Козловскому набрать полк из симбирских и корсунских дворян, детей боярских и служилых татарских мурз, стрельцов и казаков и «иттить Сызранск строить».
Для новой крепости выбрали гористое место, вблизи которого пролегала дорога на Урал, на правом берегу Волги, между речками Сызраном и Крымзой. Таким образом, крепость с трёх сторон омывалась водой и контролировала транспортные артерии.

В последующем, когда роль крепости ушла на второй план, город быстро завоевывает статус крупного торгового центра региона. В формируемом в эти годы общероссийском рынке Сызрани отводится роль торгово-перевалочного пункта правобережья Средней Волги. Здесь развивается посредническая торговля, формируется купечество, которое зарабатывает капитал перепродажей товаров. Скупали рыбу, икру, хлеб, калмыцкий скот в Заволжье, симбирских сёлах, а в самой Сызрани – ремесленные товары. Их везли на продажу в Москву, Петербург, Ригу, Нижний Новгород, Астрахань, Оренбург, Уральск.

В 1780 году Екатерина II учреждает герб Сызрани – чёрный бык в золотом поле – за успехи в торговле скотом и хлебом.

Город славился своими ярмарками, которые со второй половины ХIX века проводились четыре раза в год. Факт обширной торговли нашёл отражение и в названии улиц и площадей: Ярмарочная, Торговая, Хлебная площади, Торговая и Купеческая улицы.

К концу XIX века Сызрань становится самым крупным и богатым уездным городом России.

Особый импульс к развитию город получил в последней трети XIX века в связи с прокладкой железной дороги. В 1874 году закончилось строительство Сызрано-Моршанской (позже переименованной в Сызрано-Вяземскую) железнодорожной ветки. В 1898 году через город прошла Московско-Казанская железная дорога. Самой популярной в городе становится профессия путейца.

В 1880 году открыли для движения железнодорожный мост через Волгу близ Сызрани – Александровский. Тогда он был самым длинным в Европе и шестым в мире – 1 верста 195 сажен. Данное инженерное сооружение сравнивали с Суэцким каналом, так как оно стало для страны своеобразными воротами на Восток.



Разветвлённая транспортная сеть послужила поводом и для размещения в Сызрани многочисленных воинских частей. Ещё в годы русско-японской войны за железной дорогой был образован сборный пункт. В июне 1904 года Николай II посетил Сызрань для воодушевления войск перед отправкой на Дальний Восток. В память о тех событиях сохранилось и название района города – Манчьжурка. Да и другие окраины имеют старинные названия – Жареный бугор, Засызран, Горшки, Питер, Молдавка…



К началу XX века Сызрань стал крупным промышленным и транспортным центром страны. Местные предприниматели торговали не только хлебом, но и изделиями деревообработки, строительными инструментами, а также нефтью, керосином, асфальтом. В Российской Империи самый первый асфальтовый завод появился в Сызрани. Кстати, сызранским асфальтом в те времена мостились московские улицы. Причём этот материал оказался более конкурентоспособным, нежели заграничные аналоги. А небезызвестный Нобель поставил близ города резервуары для хранения нефти, потому и цены на топливо в здешних местах были относительно низкими, что приносило несомненную выгоду предпринимателям.

После революции открываются крупные месторождения горючих сланцев, которые сначала используются как топливо, а затем и в медицинской промышленности, и нефти. Близ города началась промышленная добыча «чёрного золота».

В годы Великой Отечественной войны промышленный потенциал Сызрани возрос в пять раз за счет эвакуированных предприятий, а численность населения удвоилась. На территории города разместились некоторые центральные ведомства, которым не нашлось места в Куйбышеве – военной столице государства.

В послевоенное время город развивался, благоустраивался, обрастал социальной инфраструктурой – школами, детсадами, больницами, профилакториями, кинотеатрами, базами отдыха, детскими оздоровительными лагерями.

Сегодня Сызрань – самодостаточный город. Это значительный промышленный, культурный, образовательный, научный центр Правобережья Волги в ее среднем течении.

Здесь развиты такие экономические отрасли как промышленность, строительство, энергетика, транспорт и связь, торговля, банковский и страховой сектор. Развивается малый бизнес и предпринимательство.



Феодоровская икона Божьей матери - покровительница города Сызрань.

В один из летних дней 1713 года к безымянному источнику, находившемуся ниже села Кашпир рядом с городом Сызрань, пастухи гнали скот. Сюда же шли хлебопашцы на отдых. Вдруг в недальнем расстоянии от родника пастухи увидели необыкновенный свет. Это явление затем повторялось несколько дней кряду, но каждый раз, когда пастухи подходили к роднику, свет исчезал. Наконец, в один из дней пастухи увидели над чудным местом ещё более яркий свет, который, впрочем, опять исчез, как только они подошли к роднику со стадом. На сей раз они увидели святую икону, стоящую на камне.

Весть о чуде быстро облетела ближайшие селения. Местные священнослужители благоговейно взяли икону и перенесли её в приходской храм. Но в последующую ночь явленная икона из запертого храма "ушла" на прежнее место своего явления. Узнав об этом, жители Кашпира снова устремились к роднику и молились перед иконою о том, чтобы Небесная Владычица сподобила иметь эту икону в их приходском храме. Священнослужители с иконами и хоругвями вновь пошли к роднику. Здесь, перед стоящей на камне святой иконой, был отслужен благодарственный молебен, после чего икона вторично внесена в приходской храм.

Когда в 1730 году Кашпир был приписан к Сызрани, его жители на общем совете решили перенести святой образ из Кашпира в Сызранский собор. Но на следующий день кашпирский землевладелец, пахавший землю и пришедший на родник, увидел здесь святой образ Божией Матери и поспешил сообщить об этом властям.

Взволновались жители Сызрани и решили крестным ходом перенести икону уже не в собор, а в Вознесенский мужской монастырь. При этом они дали обет за себя и за потомство на будущее время брать ежегодно икону из монастыря в город для общественного молебствия. 12 июня начался крестный ход. В толпе была одна крестьянская девица, страдавшая проказою на лице. Черпая из родника воду и умывая своё лицо, она в слезах просила Божию Матерь об исцелении от проказы. Крестный ход ещё не вошёл в Сызрань, а девица получила исцеление от проказы. Все прославили Бога и Пресвятую Богородицу за такое благодеяние.

Об этой чудесной истории знала вся дореволюционная Россия. Нескончаемым потоком сюда ехал православный люд. Перед иконой Божией Матери, которую стали именовать "Феодоровской", молились, а к колодцу шли за необыкновенно вкусной да к тому же целительной водой.

После революции колодец-родник много раз пытались уничтожить. Последнюю попытку власти предприняли в 1968 году, когда в колодец были вылиты три бочки фенольной присадки с местного сланцеперерабатывающего завода. После этого "ядовитый колодец" власти решили сравнять с землёй. Но машинист бульдозера наотрез отказался от дьявольской работы. Её выполнил за немалые деньги чужак, но потребовавший, чтобы кабина бульдозера была забита фанерой - боялся быть узнанным людьми.

После революции икона Феодоровской Божьей Матери была вынесена из мужского монастыря, и спрятана верующими людьми. А когда в в 1945 году открылся Казанский кафедральный собор икону принесли в храм, и она хранится в нём по сей день.

В 1993 году Николай Андреевич Макаров (атаман хутора Кашпир У(Я)КВ) с неравнодушными людьми начал восстановление святого источника.

По рассказам Николая Андреевича, когда раскапывали загрязнённый колодец , "сланцевую смолу удавалось отмывать только керосином". Когда колодец полностью откопали и очистили от отравы, Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отслужил здесь водосвятный молебен и благословил брать воду.

Вскоре жительница посёлка Управленческий Светлана П. на свои сбережения купила сруб, и рядом с колодцем появилась часовня. На средства прихожан самарского храма святых Петра и Павла была оборудована купальня. В течении 2006 - 2007 годов источник реконструировали: был произведён полный ремонт колодца, поставлен новый дубовый сруб, сам колодец вычищен и углублён на полтора метра.
Над колодцем срублена часовня, изготовлен купол, завезены 2 купели из нержавеющей стали. Построены 2 купальни из деревянных срубов.

В 2008 году здесь завершено строительство летнего храма в честь иконы Божией Матери "Живоносный источник" и совершено его освящение священническим чином.




Красоты Сызранского района.

А так же Сызранский район богат красивыми местами, нетронутые "цивилизацией". Огромные камни приволок в Самарскую область ледниковый период, который остановился в наших краях надцать тысяч лет назад.

Рядом с посёлком Передовой можно найти "Чёртов палец", искупаться под водопадом "Девичьи слёзы". А в деревне Смолькино представлена целая экспозиция из камней: "Горе камень", "Каминный лабиринт", "Рачейские Альпы".




Шутники не раз рассказывали глупые шутки про наш город.
Они глубоко ошибаются, Сызрань замечательный, интересный город.



Приезжайте на экскурсию в город Сызрань и Сызранский район. Не пожалеете.

Моя Планета - все путешествия начинаются Здесь.
Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Инвестиции в поездки это инвестиции в себяМэттью Карстен