На крыше Урала
Вот и окончилось наше путешествие длиною пол года. Именно таким был срок от задумки до реализации нашего похода на высшую точку Уральских гор – гору Народная.
Холодным февралем этого года мы всерьез стали задумываться о настоящем путешествии. Не о походе выходного дня и не об очередном сплаве, а именно о значимом путешествии, которое запомнилось бы нам надолго. Почти бесспорно наш выбор пал на Приполярный Урал: гора Народная и Манарага. Именно эти вершины стали нашими целями. Народная – Высшая точка Уральских гор, ее высота 1895 метров, а Манарага – одна из самых красивых и легкоузнаваемых гор на всем Урале, ее вершина состоит более чем из десяти башен-останцев, манящих своей недоступностью и крутизной подъема. Ну и на последок, мы решили завершить наш поход сплавом по реке Манарага, а затем Косью до одноименной станции. На том и порешили. Но прежде чем все наши задумки воплотились нас ждал довольно продолжительный и самый важный этап – этап подготовки. Мы продумывали буквально все: какими веслами будем грести, сколько печенья нужно каждому на завтрак и сколько необходимо футболок. Помимо всего стояли еще три крупные задачи: подготовить картографию и график движения, насушить десятки килограмм овощей и навести порядок с документами, ведь все наши цели находились на территории замечательного национального парка «Югыд ва», попасть на его территорию просто так нельзя, нужно либо оплатить свое пребывание, либо заниматься волонтерскими работами. Нам ближе второй вариант, именно им мы и воспользовались.
Последние месяцы мы что только не делали, лишь бы не вспоминать о грядущем походе, т.к. все мысли были только о нем. Вот и все готово: каждый прием пищи расфасован и надежно упакован, печатаются последние документы, заряжаются навигаторы и фотоаппараты. Мы терпеливо смотрим на часы, рюкзаки и на ребят из турклуба, которые пришли проводить нас в этот нелегкий путь . Пришло время. Мы едем на машине, затем на двух поездах, потом еще 120км на «Вахтовке», пересекая горные реки и ручьи и вот мы стоим у начала маршрута. Уезжает водитель и на ближайшие 150 км никого, до Полярного круга 60км, впереди две недели похода. И вот уже первые сюрпризы: у Алеси продавился один из тюбиков сгущенки, ну это мелочь. Готовим завтрак и вперед. Уже в первый день мы опередили наш график, подошли к озеру «Бублик». «Значит завтра будем штурмовать Народную, лишь бы погода была». Но ее не было, а время идет. Сквозь облака и морозь мы идем налегке, оставив лагерь, вверх. Вокруг «молоко», ничего не видно, если бы не навигатор, то любой разумный руководитель развернул бы группу назад. Но сегодня даже в непогоду можно покорять вершины, спасибо технологиям. Через пять часов, пройдя ледово-снежные поля, плато и мокрый курумник мы были на вершине. С нами еще одна группа из г.Ухта. «Да уж, всего второй день похода, а мы уже забрались, слишком все как-то легко.» - подумал я. Пять минут под ветром и ледяным дождем, пару фотографий и вниз – больше ждать нет времени, да и пальцы жалко. На следующий день мы перешли через перевал Кар-кар, погода стояла замечательная и мы решились на второй штурм горы. И он состоялся. Неописуемая панорама открывается с вершины Народной в ясную погоду, видно все вершины окружающих гор, озера, ледники и реки. В этот раз мы задержались надолго, но к вечеру уже снова спустились в лагерь. Далее нас ждал путь под г.Манарага. Ориентироваться на той территории не сложно, там всего одна тропа и идет она либо к Манараге, либо на Народную. И вот мы уже размышляем: стоит ли сегодня идти на Манарагу, т.к. вершина в облаке,но ветер есть и облачность переменная, решили рискнуть. И не зря. Уже дойдя до перевала Студенческий нам открывалась прекрасная панорама на окрестные пики гор. Штурм Манараги намного сложнее, тут нужны скалолазные навыки и везение. Мы вышли на самый правый зубец, он ниже самого высокого метра на 2-3, но на его штурм нужна веревка. Стоять на вершине одной из каменных башен довольно страшно, дует ветер, а площадка всего пару метров, за ней обрывы скал метров по 50, местами и до сотни. Вот и погода портится – немедленно вниз. Весь следующий день мы не спеша строили раму для катамарана, стирали одежду и топили походную баню. Был замечательный день и мы вдоволь отдохнули перед грядущим сплавом, а тут еще и ребята со спутниковым телефоном подошли, теперь и дома знают, что у нас все в порядке. Пора сплавляться! Собираем вещи, подкачиваем катамаран и тут скрежет и взрыв, катамаран сдуло за четыре секунды, наружная оболочка цела. Понимаем что дело в камере и нехотя, но с интересом достаем ее наружу. И тут все поникли – дыра вдоль шва, около 120-130см. Немедленно клеим, используем почти весь ассортимент заплаток и клея. Пол дня на смарку, дыра сифонит по разным щелям, клеим дальше, а время идет. С горем пополам грузимся на подклеенный катамаран, который приходится подкачивать каждые 15 минут. Горя добавляет малый уровень воды, все камни торчат из воды и цепляют катамаран. Мы не плывем, мы идем рядом с катамараном по щиколотку в воде, хорошо хоть вещи он в состоянии везти за нас. Проходим три километра, Манарага впадает в р.Косью и воды становится чуть больше, но этого мало. Проходим еще немного, на сегодня все. Ставим лагерь, камеру снова на ремонт, да еще и раму стоит чинить – менять пару направляющих. К позднему вечеру закончили. Далее, почти все дни нас будет преследовать непогода, дожди и грозы. Камера так и продолжает сифонить, но уже меньше. Вода в реке прибавляется но, опять же, не особо. Проходим порог «Труба», пару серьезных шивер и дальше вниз. День за днем все меньше и дальше остаются от нас заветные вершины, хребты и россыпи курумника. Мы все больше углубляемся в зону леса. Следы оленей, признаки медведя по берегу. Снова резко травит камера, мы сразу гребем к берегу – успели. Потерялся шланг от насоса, скорее всего выпал при тряске на шивере. Думаем, находим выход: две фляжки, одна горлышком в «лягушку», вторая в камеру – идеально. Пока делали обед камера вновь ожила. Продолжаем путь. Через пару недель течение совсем стихло, идем уже на веслах. На завтрак недоеденную кашу уже не выбрасываем, а забираем в котелке с собой, т.к. на ужин хочется постоянно добавки, но выручают грибы, их тут много, но не везде. А какой чистоты тут вода! Метров на 7-8 можно разглядеть дно, да что там дно, даже рыбу. После впадения в Косью реки Вангыр натыкаемся на большую избу (6х6 метров), с баней и беседками. То что нужно. Изба гостевая – если не занято, заходи. Не задумываясь остаемся на полудневку. Топим баню, готовим ужин из макарон с грибами и компот из лесной красной смородины (даже такое бывает, спасибо завхозу Диме). Вдоволь отдохнули, а тут и до станции осталось рукой подать, дошли за два дня. Правда гроза в предпоследнюю ночь была не шуточная, такого никогда не видел и не забуду теперь на всю жизнь. Вот и мост, по нему три километра до станции. Дорога домой скорая, долгожданная. Двое суток пролетели не заметно и вот мы дома. Делимся фотографиями, печатаем отзывы и статьи, подумывая о следующих походах.
Немного статистики:
Общая протяженность маршрута - 240км, из них пешком – 85км;
19 дней из них 14 – ходовые;
Суммарный вес рюкзаков – 120кг;
Увиденные животные: две куропатки, четыре оленя, два зайца, много уток и чаек, тучи мошкары.
Кирилл Казаков, руководитель похода. Педагог доп. Образования ЦВР СГО.
Читайте также
15 января 2025
283
Будет интересно