Первая проповедь
В буддизме существует четыре самых священных места. Одно в Непале - это Люмбине, где родился Будда. Три в Индии: Бодхая - место просветления Будды, Сарнатх - место первой проповеди и Кушинагар - место его смерти. Сюда тянутся паломники со всех концов мира.
Мне посчастливилось посетить Сарнатх. Будучи в Варанаси, не могла не воспользоваться этой возможностью. Всего тринадцать километров от шумного, пестрого, колоритного Варанаси, средоточия всей Индии, находится этот тихий, цветущий, совершенно иной Сарнатх - место первой проповеди Будды.
Небольшой городок в штате Уттар Прадеш во времена Будды назывался Ришипаттана или Иссипаттана (и риши, и исси означают "святой"). В целом название переводится как "место, куда упал святой человек". Связано это с легендой. После рождения будущего Будды на землю спустились боги, чтобы объявить об этом событии пятистам святым. Все святые поднялись в небо и исчезли, а их останки, в виде реликвий, упали на землю.
Много позже стали называть это место Сарнатх, сокращенное от Саранганатх, что означает "повелитель оленей". С этим названием связана уже другая легенда. В ней бодхисаттва-олень пожертвовал своей жизнью ради самки, на которую охотился император. Император был так тронут этим поступком, что превратил это место в заповедник для оленей. Этот парк существует и по сей день.
Еще в седьмом веке тут было тридцать действующих монастырей, три большие ступы, несколько сотен святилищ и меньших ступ. На протяжении более тысячи лет Сарнатх был религиозным центром буддистов. Однако, в конце двенадцатого столетия Варанаси и Сарнатх подверглись мусульманскому вторжению. В ходе захвата Кутбуддином Айбеком территорий в 1194 г. монастыри были разрушены, и буддийские службы прекратились.
Возрождение Сарнатха, как святого для буддистов места, началось в конце девятнадцатого века. Здесь вновь выстроены храмы и монастыри многих национальных буддийских церквей — шри-ланкийской, бирманской, тибетской, японской, тайской.
Ступа Дхамекх - единственный неповрежденный исторический памятник Сарнатха. Историки датируют эту ступу 4-6 в. н.э. Но археологические раскопки свидетельствуют, что ступа намного старше.
Еще одна ступа Дхармараджика, от которой осталось только основание, была возведена императором Ашокой на месте, где Будда дал первую проповедь. Она была частично разрушена в восемнадцатом веке одним из служащих махараджи Бенареса (Варанаси), чтобы добыть стройматериалы для строительства рынка. Во время раскопок внутри ступы нашли мраморную урну, в которой хранились, вероятно, останки Будды. Пятнадцатиметровая стела Ашоки, императора, который в третьем веке до нашей эры принял буддизм, располагалась непосредственно за ступой. Стелу венчала львиная капитель - квадрига львов. Четыре льва, как бы сращены друг с другом туловищами, так что выступают только передние половины их фигур, стоят с полуразверстыми пастями, с головами, обращенными на четыре стороны света. Первоначально они несли на своих спинах большое «Колесо Дхармы», каменные обломки которого хранятся в музее Сарнатха, собственно, как и сами львы.
Для Индии львиная капитель стала символом древности и величия культуры, миролюбия внешней политики. Играет роль и то, что колонну поставил Ашока — правитель, до сих пор пользующийся огромным уважением народа. Об Ашоке Д. Неру писал:
«Единственный из победоносных монархов и полководцев мира, он решился прекратить войну в самый разгар победы».
Интересно, что изображение львиной капители включено в государственную печать Республики Индии. На индийском флаге средняя полоса белая — цвета истины и мира. На ней изображено колесо точно такой формы, как на абаке львиной капители. Оно стало символом прогресса. Ниже абаки расположен девиз, записанный на деванагари: सत्यमेव जयते - «Лишь Истина побеждает». Это цитата из Мундака-упанишады.
В беседке разглядывали скульптурную композицию: Будда пяти аскетам произносит первую проповедь. Не только люди слушали проповедь, но и олени пришли, настолько просто и легко излагал он своё ученье. Оно понятно было и людям, и зверям. Поэтому часто на буддийских храмах и воротах рядом с "Колесом Дхармы" мы видим две скульптуры оленей по бокам.
Вот такая величественная статуя Будды. Кругом цветы. Красота, чистота.
Как благоговейно лежит младенец в руках Будды.
Это место, где Будда "повернул Колесо Дхармы", привел его в движение и оно покатилось по азиатскому миру в виде буддизма, произвело впечатление. Однозначно.