Сергей Саблин
6 июня 2014
1236

Путями первопроходцев. Часть 4



Агзу, как уже говорилось ранее, одно из поселений коренных народностей Приморья – нанайцев и удэгейцев. В первую очередь, конечно же, удэгейцев, хотя, нанайцев больше, но в большинстве своём нанайцы (гольды, по старому – авт.) проживают на территории Хабаровского края, а нашей коренной народностью остаются удэге.



Всего в крае осталось два села удэгейцев – Красный Яр и Агзу. Хотя раньше, до конца 19 века на территории края было так много представителей коренных народов, что В.К. Арсеньев в своих записках упоминает достаточно забавный факт – когда птицы прилетали к нам, то пролетая над побережьем, они успевали испачкаться в саже от костров многочисленных стойбищ, рассыпанных по берегу Японского моря. Можно только удивляться такому количеству коренного населения, но позднее, эпидемия оспы, завезённой китайскими купцами, существенно сократила численность народа удэге, да и восстание против советской власти в двадцатых годах не помогло решить проблемы упадка генофонда этого народа.



Итак, приземлившись в Агзу мы, сразу же отправились на осмотр села. Разместиться нам помог глава сельского поселения В. Амплеев. В нашем распоряжении оказалось пол дома, так что мы могли чувствовать себя достаточно комфортно и быт в доме существенно отличается от палаточного «существования».
В селе проживает немногим менее 180 человек. Работа здесь только на метеостанции, в дизельной электростанции, сельсовете, аэропорту и клубе. Думаю, что не ошибусь сильно, если скажу, что в селе работает не более пятнадцати человек. Остальные вынуждены заниматься охотой и рыбалкой. Хотя, говоря «вынуждены» я, наверное, грешу против истины, т.к. эти виды промысла являются для местных жителей традиционными и знакомыми не только по рассказам отцов и дедов, но и на собственном опыте, начавшемся в раннем детстве. Тайга и река для них всё – работа, смысл жизни, источник доходов и некий макрокосм, в котором они растворяются без остатка.



Первое, что бросается в глаза, при прогулках по деревне – глаза собак. В каждом дворе здесь живут охотничьи лайки, и свободно перемещаясь по деревне, остаются дружелюбными даже для посторонних людей. Но при попытках подозвать собаку поближе с ней происходит странная метаморфоза – уши виновато опускаются, хвост поджимается и всем своим видом собака напоминает самое виноватое существо на белом свете. После того, как начинаешь гладить и чесать такого пса, он начинает ластиться к тебе и долго не желает отпускать, упрашивая почесать его ещё. Думаю, что связано это с тем, что здесь собаки растут в достаточно суровых условиях и гораздо чаще пёс может встретить удар хозяина, чем ласку с его стороны.



Деревня выглядит старой и при желании, убрав всего несколько столбов с проводами, здесь можно снимать фильмы о довоенной жизни. Новых или свежеотремонтированных домов практически нет. Глядя на деревню хочется немедленно начать помогать им, но картину, тут же, портят «ленд круизеры» и «сафари» снующие туда-сюда по деревне. Да стоящие почти в каждом дворе две-три машины подобного же толка, но уже пущенные на запчасти. Большая часть удэгейцев ездит на машинах без номеров, т.к. машины привозятся сюда просто «так», для езды, а значит без оформления и без документов (да и стоят такие авто гораздо дешевле), а ГИБДД здесь гость более редкий, чем тигр.
Вообще, нынешние малочисленные народности, несмотря на общепринятое мнение, живут очень неплохо. Самые современные лодочные моторы, дорогие внедорожники и дорогое огнестрельное оружие (карабины и ружья) – вот образ современного нанайца или удэгейца живущего в Агзу. Парадокс: работы нет (как нет и государственных заготовительных контор), а достаток гораздо выше среднего.



Разгадка, конечно же, проста. Таёжный промысел приносит неплохой доход тому, кто отдаёт себя этому делу всего, без остатка. Да, это тяжело. Да, это опасно. Но у них просто нет другого выхода. Будем говорить прямо. Современная система образования в сельских школах не оставляет выпускнику никаких шансов на хоть какое ни будь будущее отличное от жизни его предков. Отличник сельской школы по уровню образования близок к троечнику городской школы и дело здесь не в том, что сельчане не хотят учится. Дело в том, что при всём желании они вынуждены, учится у учителей «совместителей» или вовсе пропускать уроки из-за отсутствия профильного преподавателя. Вот и идут молодые люди тропами своих предшественников, что бы обеспечивать себя и свои семьи. Но, в этом и парадокс. Именно эти факторы создают все условия для сохранения традиционного уклада жизни коренных народов.



Ещё одним источником дохода в Агзу (кроме леса) становится, в последнее время, «экскурсионная» деятельность. Всё больше и больше туристов приезжают сюда. Основная цель визита – рыбалка на Самарге. Удовольствие это не из дешёвых. День сплава по Самарге на удэгейской ульмаге (разновидность плоскодонной длинной лодки) обойдётся вам в 4000 рублей (работа проводника) плюс стоимость потраченного бензина. В среднем, два дня сплава по Самарге до одноимённого посёлка расположенного на берегу Татарского пролива (около 70 км.) обойдутся в 15000 рублей. Если вы рассчитываете задержаться и половить рыбы с живописных кос расположенных по всему течению этой таёжной реки, то сумма будет увеличиваться на 4000 в день.



В деревне работает клуб. По вечерам тут собирается молодёжь. Шашки, шахматы и непременные танцы – вот и весь немудрённый набор развлечений, который нам довелось увидеть.
Цены в магазинах неприятно удивляют. Во время своего путешествия по Приморью Н. М. Пржевальский писал: «… все товары обыкновенно продаются по тройной или, только в самых редких случаях, по двойной цене против своей номинальной стоимости.». С момента написания этих строк прошло 145(!) лет, но ничего не изменилось. Из-за отдалённости и трудности завоза товара банка самой дрянной тушёнки стоит 160 рублей, а маленькая палка докторской колбасы 360 рублей. Хлеб вообще достать очень трудно, т.к. в магазинах его нет и каждая семья печёт свой хлеб и конечно же рассчитывает только на себя. Нам пришлось договариваться с одной семьёй и булка хлеба обошлась нам в 50 рублей, хотя, положа руку на сердце можно признать, что оно того стоило, так как более вкусного хлеба мне до этого есть не приходилось.



Вообще, находясь в этой деревне можно понять (и даже ощутить на себе) как жили люди сто лет назад. Лишь наличие проводов электропередач да спутниковые тарелки на домах возвращают вас в реальность.
В деревне мы пробыли недолго, так как пора было возвращаться на маршрут. Дорога звала…
Комментарии
Василий Харитонов
20 ноября 2014, в 22:29

Интересные выводы о том, какая народность является "более коренной"...

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Путешествия учат больше, чем что бы то ни было. Иногда один день, проведенный в других местах, дает больше, чем десять лет жизни домаАнатоль Франс