Танцующие маски Бали
Среди достопримечательностей о. Бали не только храмы, пляжи и роскошная природа. Совершенно особое место занимает балийский танец и их неотъемлемый атрибут - маска.
***
Существует несколько видов танца, скорее даже красочных танцевальных представлений с чётким сюжетом, выстроенным по древним мифам балийцев. Те, кто был на Бали, несомненно видели музыкальный спектакль «Баронг», где борьба добра и зла является основной темой, как, в общем то и всегда.
Танцевальные светские представления проходят во многих местах острова и практически все на открытых сценах. В то время, как ритуальные, сакральные танцы проходят во внутренних дворах храмов. По дороге в г. Убуд я заехала в один из таких театров. Входной билет обошёлся в 10 дол.
Сцена была не большой, а зрительские ряды сооружены в виде амфитеатра.
У выхода на сцену стояли по сторонам две статуи богов в клетчатых саронгах. Это такие национальные юбки, которыми обматывают статуи индуистских Богов в храмах, на улицах и в алтарях. Ведь большинство балийцев около 85 % населения исповедует местную разновидность индуизма, которая называется Агама Хинду Дхарма.
Для местного населения саронг является национальной одеждой, он может быть любого цвета. Отлично подходит для саронга икат ручной работы, это кусок качественно вытканной ткани с национальным орнаментом. А вот балийским Богам достаются в основном клетчатые саронги, видимо на этот счёт тоже есть соответствующая причина.
Но не только эти фигуры были выставлены в театре, а и танцующий великан, по цветному расписанный, возвышался прямо в зрительском зале.
Прежде, чем начаться спектаклю, на сцену вышел служащий с подношениями. Все участники не большого оркестра поднялись к нему и приложились к дарам, получая благословение на демонстрацию пьесы.
Декорации соответствовали предстоящему спектаклю. Ряды зрителей заполнились иностранными туристами. Оркестр заиграл внезапно, заставив вздрогнуть. Мелодичная, нежная музыка заполнила театр. Звуки ксилофона и флейты были самыми яркими, иногда к ним присоединялись тарелки и барабаны, усиливая важность момента. Оркестр здесь называется гамелан, и жители Бали верят в его мистическую силу. Ни один ритуальный праздник не обходится без gamelan.
Главными действующими лицами пьесы «Баронг» являются: сам добрый дух Баронг, представляющий из себя мифическое животное
и злой дух Рангда, мифическое чудище.
Сюжет спектакля наивен по-детски, как и во всякой сказке - не старайся навредить окружающим, добро и справедливость всегда на «коне». Это для нас таким простым казался спектакль.
Для балийца смысл настолько глубок, что в конце сеанса он может даже впасть в транс!
Юморной подтекст присутствовал на протяжении всего представления, и зал неподдельно хохотал.
Даже жуткие маски злых персонажей, казалось, смеялись.
Роль Баронга всегда танцуют два актёра в одном костюме, который поражал своим великолепием. Именно он появился на сцене первым, что бы сразу завлечь зрителя мифическими чарами.
Звенел колокольчиками и металлическими украшениями на шее, длинная волнообразная шерсть плавно струилась в такт движениям танцоров. Сама маска Баронга громко щёлкала зубами. Он всячески заигрывал с залом, усаживался на пол, аплодировал сам себе ступнями ног, как ладонями, старался тесно контактировать со зрителями.
Увидев этого персонажа, я вспомнила, что видела уже такой костюм в одном из дворов семейного храма на Бали. Он был надет на манекен и был столь же красочен. Установлен был в совершенно стеклянной комнате в середине двора, а пол вокруг устлан цветами и подношениями. Я тогда хотела его сфотографировать, но хозяйка дома мне любезно в этом отказала. Ну, а теперь, держа в руках программку на русском языке, я начинала получать ответы на все мои вопросы. Программки на вашем языке выдают при покупке билета, и не только сценарий в них описан, но и многие интересные вещи о костюме и масках.
После Баронга, согласно сюжету, танцевали поочерёдно все остальные артисты,
просто восхищая нарядами и самим танцем.
Обворожительным оказался выход девушек, которые танцевали руками и глазами.
Их пальчики двигались под музыку с завидным изяществом, а многозначительные взгляды хитрых глаз откровенно веселили.
Исполняли они роль служанок злого духа, думая о том, как бы вселиться в слуг Баронга, что бы ему навредить. Вот так всё не замысловато.
Танцы мужчин очень походили на женский танец пальцами, и казались довольно женственными, к чему, в общем то, мы не привыкли.
Костюмы и маски просто вынуждали меня фотографировать до бесконечности. Хотя моё личное впечатление от масок двойственное.
Они ярки и интересны, но на меня наводили оторопь. Я бы не хотела иметь в своём доме маску с Бали, даже если бы она принадлежала доброму духу. Видела их здесь много и разных. Все они меня настораживали, и ни одна из них не показалась красивой. Кстати, африканские маски гораздо мягче чертами и приятнее для восприятия. Ну, это такая личная ремарка.
Маски на Бали до сих пор продолжают делать по традиции, но не столько на продажу в сувенирных магазинах, сколько для своих религиозных представлений.
Существует два типа художников резьбы по дереву. Одни режут статуи и маски для туристов,
другие с благословения своего индуистского священника изготавливают ритуальные скульптуры и маски для религиозных церемоний, театральных представлений.
При этом мало мастерства, передающегося, как правило, по наследству, ещё необходима и каждодневная молитва перед началом работы. В общем - то нам это известно, ведь и у христиан и у мусульман работа в храме, без благословения священника и молитвы, не допустима.
Магические маски, обладающие силой, делаются из дерева chinchona (чинчона, хинное дерево), растущего в священном месте. При этом молитва нужна когда заготовку вырезают, когда её замачивают, сушат и выдерживают несколько месяцев, производят первый надрез и последний. Молитвы сопровождаются подношениями индуистским богам. На готовой маске пишут магическую букву и помещают в священное место. Только по завершении всех церемоний маска может использоваться в театральных представлениях, или же в ритуальных действиях.
Маски не использующиеся в спектаклях, хранятся в храмах, считаются исцеляющими от болезней. Что-то вроде наших Чудотворных икон. И не только в знаменитых городских древних храмах, но и в далёкой деревне маски обладают не меньшей силой, а может даже и большей. Ведь сельский житель много ближе к природе и более добросовестно относится к наследию своих предков.
Поэтому, кажущийся для нас простым и наивным, танец в масках, для балийца представляет особое значение.
На каждом этапе своей жизни ему приходится соприкасаться с определённым видом танца. Во время свадебного обряда, рождения ребёнка, освящения жилища, лечения болезней и многих других событий, танец является наиглавнейшей составляющей любого ритуала.
По всему острову встречаются каменные статуи, изображающие застывших в движении людей, облачённых в танцевальные костюмы.
Это не памятники Богам, вождям или выдающимся людям страны, это памятники балийскому танцу. Видимо танец был всегда, и без него Бали существовать не может. Вот и мне посчастливилось наблюдать яркое костюмированное представление. Каждый выход нового персонажа вызывал восторг у зрителей, а музыкальное сопровождение нежно звучавших инструментов, тронуло душу каждого сидящего в зале.
***
Существует несколько видов танца, скорее даже красочных танцевальных представлений с чётким сюжетом, выстроенным по древним мифам балийцев. Те, кто был на Бали, несомненно видели музыкальный спектакль «Баронг», где борьба добра и зла является основной темой, как, в общем то и всегда.
Танцевальные светские представления проходят во многих местах острова и практически все на открытых сценах. В то время, как ритуальные, сакральные танцы проходят во внутренних дворах храмов. По дороге в г. Убуд я заехала в один из таких театров. Входной билет обошёлся в 10 дол.
Сцена была не большой, а зрительские ряды сооружены в виде амфитеатра.
У выхода на сцену стояли по сторонам две статуи богов в клетчатых саронгах. Это такие национальные юбки, которыми обматывают статуи индуистских Богов в храмах, на улицах и в алтарях. Ведь большинство балийцев около 85 % населения исповедует местную разновидность индуизма, которая называется Агама Хинду Дхарма.
Для местного населения саронг является национальной одеждой, он может быть любого цвета. Отлично подходит для саронга икат ручной работы, это кусок качественно вытканной ткани с национальным орнаментом. А вот балийским Богам достаются в основном клетчатые саронги, видимо на этот счёт тоже есть соответствующая причина.
Но не только эти фигуры были выставлены в театре, а и танцующий великан, по цветному расписанный, возвышался прямо в зрительском зале.
Прежде, чем начаться спектаклю, на сцену вышел служащий с подношениями. Все участники не большого оркестра поднялись к нему и приложились к дарам, получая благословение на демонстрацию пьесы.
Декорации соответствовали предстоящему спектаклю. Ряды зрителей заполнились иностранными туристами. Оркестр заиграл внезапно, заставив вздрогнуть. Мелодичная, нежная музыка заполнила театр. Звуки ксилофона и флейты были самыми яркими, иногда к ним присоединялись тарелки и барабаны, усиливая важность момента. Оркестр здесь называется гамелан, и жители Бали верят в его мистическую силу. Ни один ритуальный праздник не обходится без gamelan.
Главными действующими лицами пьесы «Баронг» являются: сам добрый дух Баронг, представляющий из себя мифическое животное
и злой дух Рангда, мифическое чудище.
Сюжет спектакля наивен по-детски, как и во всякой сказке - не старайся навредить окружающим, добро и справедливость всегда на «коне». Это для нас таким простым казался спектакль.
Для балийца смысл настолько глубок, что в конце сеанса он может даже впасть в транс!
Юморной подтекст присутствовал на протяжении всего представления, и зал неподдельно хохотал.
Даже жуткие маски злых персонажей, казалось, смеялись.
Роль Баронга всегда танцуют два актёра в одном костюме, который поражал своим великолепием. Именно он появился на сцене первым, что бы сразу завлечь зрителя мифическими чарами.
Звенел колокольчиками и металлическими украшениями на шее, длинная волнообразная шерсть плавно струилась в такт движениям танцоров. Сама маска Баронга громко щёлкала зубами. Он всячески заигрывал с залом, усаживался на пол, аплодировал сам себе ступнями ног, как ладонями, старался тесно контактировать со зрителями.
Увидев этого персонажа, я вспомнила, что видела уже такой костюм в одном из дворов семейного храма на Бали. Он был надет на манекен и был столь же красочен. Установлен был в совершенно стеклянной комнате в середине двора, а пол вокруг устлан цветами и подношениями. Я тогда хотела его сфотографировать, но хозяйка дома мне любезно в этом отказала. Ну, а теперь, держа в руках программку на русском языке, я начинала получать ответы на все мои вопросы. Программки на вашем языке выдают при покупке билета, и не только сценарий в них описан, но и многие интересные вещи о костюме и масках.
После Баронга, согласно сюжету, танцевали поочерёдно все остальные артисты,
просто восхищая нарядами и самим танцем.
Обворожительным оказался выход девушек, которые танцевали руками и глазами.
Их пальчики двигались под музыку с завидным изяществом, а многозначительные взгляды хитрых глаз откровенно веселили.
Исполняли они роль служанок злого духа, думая о том, как бы вселиться в слуг Баронга, что бы ему навредить. Вот так всё не замысловато.
Танцы мужчин очень походили на женский танец пальцами, и казались довольно женственными, к чему, в общем то, мы не привыкли.
Костюмы и маски просто вынуждали меня фотографировать до бесконечности. Хотя моё личное впечатление от масок двойственное.
Они ярки и интересны, но на меня наводили оторопь. Я бы не хотела иметь в своём доме маску с Бали, даже если бы она принадлежала доброму духу. Видела их здесь много и разных. Все они меня настораживали, и ни одна из них не показалась красивой. Кстати, африканские маски гораздо мягче чертами и приятнее для восприятия. Ну, это такая личная ремарка.
Маски на Бали до сих пор продолжают делать по традиции, но не столько на продажу в сувенирных магазинах, сколько для своих религиозных представлений.
Существует два типа художников резьбы по дереву. Одни режут статуи и маски для туристов,
другие с благословения своего индуистского священника изготавливают ритуальные скульптуры и маски для религиозных церемоний, театральных представлений.
При этом мало мастерства, передающегося, как правило, по наследству, ещё необходима и каждодневная молитва перед началом работы. В общем - то нам это известно, ведь и у христиан и у мусульман работа в храме, без благословения священника и молитвы, не допустима.
Магические маски, обладающие силой, делаются из дерева chinchona (чинчона, хинное дерево), растущего в священном месте. При этом молитва нужна когда заготовку вырезают, когда её замачивают, сушат и выдерживают несколько месяцев, производят первый надрез и последний. Молитвы сопровождаются подношениями индуистским богам. На готовой маске пишут магическую букву и помещают в священное место. Только по завершении всех церемоний маска может использоваться в театральных представлениях, или же в ритуальных действиях.
Маски не использующиеся в спектаклях, хранятся в храмах, считаются исцеляющими от болезней. Что-то вроде наших Чудотворных икон. И не только в знаменитых городских древних храмах, но и в далёкой деревне маски обладают не меньшей силой, а может даже и большей. Ведь сельский житель много ближе к природе и более добросовестно относится к наследию своих предков.
Поэтому, кажущийся для нас простым и наивным, танец в масках, для балийца представляет особое значение.
На каждом этапе своей жизни ему приходится соприкасаться с определённым видом танца. Во время свадебного обряда, рождения ребёнка, освящения жилища, лечения болезней и многих других событий, танец является наиглавнейшей составляющей любого ритуала.
По всему острову встречаются каменные статуи, изображающие застывших в движении людей, облачённых в танцевальные костюмы.
Это не памятники Богам, вождям или выдающимся людям страны, это памятники балийскому танцу. Видимо танец был всегда, и без него Бали существовать не может. Вот и мне посчастливилось наблюдать яркое костюмированное представление. Каждый выход нового персонажа вызывал восторг у зрителей, а музыкальное сопровождение нежно звучавших инструментов, тронуло душу каждого сидящего в зале.
Читайте также
19 января 2025
613
18 января 2025
432