Тепло Севера

Расстояния «сжимаем» мы, люди. Стоит побывать в какой-то точке планеты, как она перестает быть далекой «Камчаткой», «краем географии».

Ямал на языке ненцев – «конец мира». Когда-то так оно и было. Сейчас Ямал дарит тепло в прямом и переносном смысле: не только углеводородами, но – главное – открытостью и радушием живущих здесь вековыми традициями людей.

Каждый год вот уже на протяжении 24 лет ямальская земля собирает северные народы на большой праздник, проходящий во всех крупных населенных пунктах ЯНАО на протяжении почти двух месяцев.

В Надыме он состоялся в 2019 году 1-3 марта. Соревнования оленеводов на Кубок губернатора ЯНАО 2 марта открыл парад его участников, а это 17 команд, более 200 участников, прибывших со всего ямальского края.

Их традиционно приветствовали первые лица автономного округа.

Депутат Госдумы РФ, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Григорий Ледков отметил, что коренные народы, международные сообщества с большим интересом наблюдают за жизнью в Арктике:

Григорий Ледков

–Ямал – единственное место в Арктике, где сохранился кочевой образ жизни, где национальная одежда, пища, обычаи, язык являются главным условием жизни в этих суровых условиях. Я очень рад, что оленеводы могут собираться вместе так же, как когда-то наши предки на острове Вайгач приходили к святилищам.

Представитель команды-победительницы 2018 года Надымского района Святослав Анагуричи поднял флаг соревнований, и начались состязания.

Святослав Анагуричи

Как мне рассказали мои коллеги из пресс-службы администрации Надымского района, в этом городе проводятся самые массовые соревнования из всех ямальских Дней оленевода, так как это окружные соревнования: «В других населенных пунктах больше приглашенных гостей. А национальные команды собираются в Надыме».

Метание тынзяна на хорей

перетягивание палки

Прыжки через нарты

Кстати, пока на льду озера Янтарное всех желающих катали на оленьих упряжках, а на подиуме состязались борцы, метатели тынзяна и другие, у бульвара Стрижова вокруг спортивной площадки шла оживленная торговля дарами тундры: ягодами, шкурами животных, национальной обувью, рыбой, олениной, сувенирами, в том числе традиционными северными оберегами.

Обереги

О них, об укладе жизни оленеводов и отношении к празднику мне рассказали две мастерицы.

Одна из них – представитель народа ханты Таисья Артанзеева:

– Обереги северные народы делают издревле. В них вплетаются особые священные орнаменты, например, символизирующие медведя, очень почитаемого у ханты. Когда охотники его убивают, в его честь проводятся специальные обряды с песнями и народными играми – ритуально люди просят прощение за то, что его убили. Одну песню могут петь даже на протяжении суток. Медвежий праздник стал очень популярным, и он проводится в течение семи дней. Существует очень много легенд и сказок на эту тему.

Таисия Артанзеева

Это – глухарь сна. Когда ребенок рождается, ему на люльке вырезают глухаря. Считается, что он охраняет душу спящего ребенка.

Вот эти куклы, которые называются «хозяйка семейного очага» («акань» по-хантыйски), – обереги для дома. Они очень разные. Их не принято делать с лицом, чтобы туда не вселился злой дух. Вместо лица иногда ставят утиный клюв.

Утиные клювы вместо лиц

Народ северный веками связан с природой, и все наши орнаменты – они взяты из природы. У нас в основном теплые цвета – красный (огонь, закат), желтый (солнце), зеленый (трава, тундра), синий (небо, вода).

Что касается Дня оленевода, он стал популярным у всех народов Севера. Но у каждого из них – ханты, селькупов, коми-зырян и других – есть свои традиционные народные праздники. Они идут по месяцам и связаны с определенным явлением природы.

У ненцев, например, есть праздник, начинающийся с первым выпавшим снегом – с 15 октября. У них это считается временем наступления нового года и длится почти полгода – с 15 октября по апрель месяц.

Есть у ханты летний праздник – День рыбака (Ильин день, 2 августа, ханты придерживаются христианской веры). Есть также праздник поклонения огню, который является священным.

Широко ханты отмечают 7 апреля вороний праздник. Эта птица считается предвестницей весны. Если по церковному календарю 7 апреля – Благовещение, то у нас на Север с прилетом вороны приходит весна. Люди со всего стойбища собираются, проводят обряды, сохраняя свою культуру, приходят друг к другу в гости, дарят подарки, устраивают чаепития, детям вешают по утрам на березы сушки – без подарков никто не уходит. Считается, если кто-то первым ворону увидел на дереве, то произойдет что-то хорошее.

Раньше больше было народных праздников, но сейчас некоторые стали забываться.

 

Об оберегах народов ненцы и ханты рассказала также Любовь Чернышева:

Любовь Чернышева

– Все обереги здесь хантыйские. Вот оберег от сглаза и порчи – раньше его приделывали к волосам (косам), а также к одежде детей. А это колокольчики на машину – они злых духов отгоняют. В оберег вставлено копытце оленя: олень – символ богатства и благополучия не только у ненцев и ханты, но и всех северных народов. Здесь изображено северное сияние, чум, как пожелание дому благополучия и мира. Зубчики на орнаментах «кусают», оберегают.

Я живу на ненецкой земле – тазовской, а сама из Шурышкарского района. Наша община занимается больше рыбной ловлей, чем оленеводством. Обереги, поделки изготавливают дети и женщины. Я народным творчеством стала заниматься с выходом на пенсию.

На День оленевода ездим в Надым, Новый Уренгой, а потом большой праздник будет в Тазовском районе.

День оленевода – самый любимый северными народами праздник. Такого масштабного события в Тундре нет, поэтому люди сюда охотно едут, чтобы пообщаться с родственниками, друзьями.

Гонки на оленьих упряжках

Пожалуй, самым зрелищным соревнованием стали гонки на оленьих упряжках. На старт выходили по две упряжки. Не всегда погонщикам удавалось довести своих оленей до финиша: бывало, животные пугались зрителей или попадали на трассе в снежную яму и иногда уже почти в конце гонки уходили с трассы в сторону.

Однако возможность такого расклада никого не пугает – участников гонок было очень много.

Мои коллеги из пресс-службы администрации Надымского района рассказали, что первыми погонщиками были мужчины, потом к ним присоединились женщины.

Мне удалось пообщаться с одной из участниц гонок – представительницей ненецкой семьи Анагуричи – Надеждой Утевной.

Надежда Анагуричи

– Расскажите, пожалуйста, почему Вы решили участвовать в этих соревнованиях?

– Как только День оленевода стал проводиться здесь, в Надыме, я стала участвовать в гонках каждый год. Мне нравится атмосфера праздника, появляется азарт. Были и призовые места. И сегодня надеюсь на победу. Мне 55 лет, я самая возрастная участница соревнований.

Олени – это важная часть моей жизни. Мы приезжаем в город помыться, отдохнуть, но потом все равно уезжаем обратно к своим оленям. Оленеводом быть тяжело.

– Чем занимаетесь летом?

– Дым делаем оленям – дымокур от комаров и мошки. Костер развел, поленья туда накидал, сверху землей прикрыл – вот и получается дым. Олени там лежат, отдыхают от комаров. А без дыма они уже не могут.

В соревнованиях этого года женских упряжек было немало. Победительниц наградили в отдельной номинации.

 

Кочевая семья

В конкурсе «Кочевая семья» ямальцы представляли «визитную карточку семьи» – рассказывали о своих традициях, укладе жизни, истории рода, чем увлекаются. В этом конкурсе обладательницей Гран-при стала семья Вэнго-Климовых, программа которой называлась «Семья – волшебный символ жизни». Супруги рассказали, что в дружбе, любви и согласии живут уже 15 лет:

семья Вэнго

– Наша семья кочевала, кочует и будет кочевать по просторам тундры. Слово «семья» для нас важно и сокровенно, - подчеркнул глава семьи Алексей Вэнго. - Наш союз образовался в 2004 году. Мы воспитываем троих детей.

Самая младшая в семье, Марта, прочла стих о родном языке:

– Язык наш веками отточен, как дедовский нож на бруске. Язык наш без промаха точен, как пика в умелой руке.

 

Коллективизация не удалась

Ко Дню оленевода в местном музее истории и археологии открылась выставка «Профессия оленевод». О том, как возникло и стало популярным это дело, рассказала методист музея Мария Кисляк, кстати, выпускница философского факультета Казанского федерального университета.

– Несмотря на то, что праздник День оленевода в этом году прошел в 24-й раз, он укоренился, стал традиционным. Кстати говоря, именно Надым является базой, где прошел первый масштабный День оленевода. Праздник проводится в разных местах ЯНАО, но именно здесь центральные соревнования на Кубок губернатора.

На базе Надыма проходила международная конференция, посвященная северным народам, в рамках которой провели первое показательное выступление оленеводов. Далее это перешло в традицию, так как округу был необходим свой бренд, в том числе для привлечения туристов.

На сегодняшний день праздник оленеводов – это самое масштабное мероприятие нашего города. Здесь собираются все кочующие семьи, общинники. Есть несколько больших семейств, фамилий, представители которых сюда и приезжают.

Надым переводится как «место, богатое ягелем», «ягельное море». Это место, богатое пищей, кормовой базой. Сюда исторически каслают (каслание – перекочевка стойбища оленеводов) оленей на прокорм.

Второе по популярности место – дальше на север, за Ямбург, но там очень суровые условия.

– Как коренные жители сами относятся к этому событию?

– Для них это праздник: они приезжают в город, показывают себя, смотрят на других своих коллег. Но все-таки мы говорим о разных укладах жизни: наш и их, кочующий, – то есть другой цивилизации. Естественным образом, они держатся особняком, потому что у них существуют свои нормы поведения. У кочевых народов принцип общины, где всегда существует взаимовыручка. Но и наши власти и население городов готовы прийти на помощь, если она потребуется.

– Расскажите, пожалуйста, про профессию оленевода.

– До 1930-х годов, до начала активного освоения северных территорий Советским Союзом, ненцы, ханты, по сути, были собственниками, безраздельно владевшие этими территориями. Они по ней каслали, путешествовали и не знали о советской власти.

В конце 1920-х был создан первый надымский оленеводческий совхоз. У зажиточных оленеводов отбирали оленей и из середняков выбирали пастухов-работников.

Но власть здесь столкнулась не просто с проблемой, а со стеной. Здесь люди другой цивилизации, они не говорят на русском языке, у них не существует понятия «социальное неравенство», так как те, кто богаче, помогают остальным.

Вначале советская власть шла путем насилия, отбирая оленей и не разрешая использовать их как транспорт, шить из их шкур одежду. Поэтому довольно быстро ситуация стала меняться. Наемники-пастухи стали убегать, воровать оленей, и поголовье очень сильно упало.

Тогда властям пришлось использовать другую тактику. Началась массовая агитация, очень активно велась политика ликвидации безграмотности. Всеми силами профессию оленевода старались сделать престижной: оленей возили на всесоюзные выставки народного хозяйства, оленеводам вручали почетные грамоты. В 1937 году прошел пробег на оленьих упряжках от Салехарда до Омска – это было крупное событие, давшее толчок популяризации профессии. Помимо этого, северным народам разрешили пользоваться оленями, также стали выдавать сети, лодки для добычи пропитания. С тех пор серьезных проблем не возникало.

Кстати, оленеводством ненцы и ханты издревле не занимались. Их поселения были постоянными, не было чумов. Они могли держать несколько оленей, чтобы добраться из одного пункта в другой. Если нужна была шкура или пропитание, можно было просто отправиться на охоту и обеспечить себя всем этим.

Примерно в конце 18-начале 19 века поголовье оленей начало падать, и северным народам пришлось их размножать, разводить по территориям. В день один олень ест примерно 10 кг ягеля, если стадо большое, это означает, что весь ягель в округе будет съеден. Тундра у нас долго восстанавливается – в лучшем случае ягель за год подрастает на 2 см, поэтому им пришлось кочевать по полуострову и территории, прилегающей к нему. Так и возник их стиль жизни. Сейчас им также разрешают охотиться – есть определенные послабления по праву их стиля жизни.

 

Итоги

В заключительный день соревнований, 3 марта, в Надым приехал губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Его миссией было не только поздравить и наградить оленеводов, но и участвовать в открытии новых объектов Надыма – детсада «Газовичок», самого большое в УФО (330 мест на 18 групп, с двумя плавательными бассейнами и залами для других видов активности), а также нового жилого многоквартирного дома.

Дмитрий Артюхов на открытии детсада

Дмитрий Артюхов, подводя черту празднику, поблагодарил всех его участников и подчеркнул, что люди, живущие на этой земле, – самое главное ее богатство:

– Особое место среди них занимают наши коренные хранители тундры. И здорово, что культура традиционных видов спорта процветает.

С ним согласился и руководитель компании «Газпром добыча Надым» Сергей Меньшиков:

– Я рад, что именно надымские газовики организовали этот праздник, пронесли его через поколения, и сейчас мы видим, что он развился, в нем принимают участие даже команды из других регионов. Мы разрабатываем месторождения углеводородов на полуострове Ямал - в Надымском районе и других местах ЯНАО - и встречаемся с традиционным укладом жизни коренного населения. Мы понимаем, что традиционный уклад кочевой жизни надо сохранять, и видим, что это получается.

Победители соревнований в девяти номинациях (конкурс «Кочевая семья – 2019», лыжная эстафета, тройной национальный прыжок, прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, гонки на оленьих упряжках среди женщин и мужчин, национальная борьба, перетягивание палки) получили ценные, необходимые для жизни в тундре призы: снегоходы, бензопилы, а также денежные.

Надо отметить, что погода радовала оба дня соревнований. По словам жителей Надыма, обычно на День оленевода бывает градусов 30 минус. В этот раз было солнечно, и температура поднималась днем в первый день до -8, во второй – до -17.

Зрители

День оленевода завершил свое шествие по ямальской земле 20 апреля в Сеяхе – самом северном населенном пункте Ямальского района, находящегося в зоне арктических пустынь. После чего началась подготовка к юбилейным соревнованиям 2020 года. Как мне рассказали мои надымские коллеги, в следующем году гостей и участников Дня оленевода ждет что-то грандиозное, особенное.

 

Опубликовано в журнале "Казань": http://kazan-journal.ru/index.php/news/otkryityie-zemli/teplo-severa

Будет интересно