В гостях у сказки




Наш самолет оторвался от взлетно-посадочной полосы и скрылся в сгущающихся сумерках Парижа.
В будничной суете всегда должно находиться место сказке. Желательно восточной. На ее поиски мы отправились в Марокко. Уютно разместившись в кресле, я закрыла глаза, и передо мной предстали пестрые улицы Марракеша и утопающая в ночных огнях площадь Джама-Эль-Фна, сбегающие по склонам гор дома Шефшауэна в небесно-голубых и лазурных тонах, высокие пенистые гребни волн на пляжах Эс-Cувейры, густонаселенный деловой центр страны – Касабланка…


В Марокко тесно переплетены легенды с древними традициями, сказка с реальностью. Одно только название страны вызывает море ассоциаций. Волшебное Королевство пленит своей загадочностью, экзотикой, пряными ароматами, буйством красок.
История здесь на каждом шагу: в поражающей воображение архитектуре имперских городов, в возвышающихся среди пустыни крепостях, в небесно-голубых одеждах племен туарегов, кочующих по бескрайним пескам.


О погоде
Наша поездка в Марокко выпала на последние две недели февраля.
И, когда высоко поднимая брови, начинают удивляться, что находясь в Африке, на фотографии ты в пальто и шапке, стоит подчеркнуть, лукаво улыбнувшись, что Апельсиновое Королевство расположено в той ее части, где присутствует важный эпитет «северная».


В стране нет централизованного отопления, поэтому зимние ночные температуры заставят Вас с любовью вспоминать горячие радиаторы российских квартир. И действительно, особо жарко нам не было. За все время путешествия столбик термометра максимально поднимался в Касабланке до отметки +22.
В Марракеше пару дней после полудня нас застигали кратковременные дожди, тогда мы заходили в кафе и согревались марокканским мятным чаем.
В Эс-Сувейре солнце светило будто бы через матовое стекло, лучи скользили по белоснежным стенам домов, было прохладно, держался штиль – до +19-20. Тем не менее, через день нам выпал шанс получить урок серфинга, потому что дул умеренный ветер, поднимавший волны, идеальные для новичков. Несмотря на то, что температура воды была не выше +17, в гидрокостюмах было комфортно. Холодный соленый океан лишь облизывал наши стопы и обжигал лица, когда мы нелепо падали с серфбордов.
Ночная дорога на автобусе из Эс-Сувейры в Рабат превратилась в борьбу с почти нулевой температурой. Ранним утром, прибыв в столицу, мы, продрогшие до самых костей, ждали, когда солнце зальет окрестности потоками нежного света и тепла, смыв с улиц непривычную зимнюю свежесть.


О транспорте
Автомобильное движение в Марокко – это настоящий бой, состязание волевых характеров, в котором шанс выжить дается только самым отважным. Каждый участник этого движения: и водитель, и пешеход – ас маневрирования. Впервые оказавшись в этой кутерьме, кажется, что можно сойти с ума в этом хаотичном потоке машин, мопедов, непрестанно говорящих людей, ловко ныряющих в узкие улицы медины, но со временем ты привыкаешь и уже становишься полноправным участником этих событий.
Несмотря на то, что в Касабланке мы жили в резиденции у марокканки, и она рассказала о реальных ценах на такси на определенный маршрут, нас все равно это не спасло от излишних трат. Уже с заходом солнца, истоптав вдоль и поперек центральную часть города, мы пытались взять petit taxi недалеко от мечети Хассана II. Называя корректную цену в 20 дирхам, мы сталкивались c нежеланием везти нас, слыша, что туристы вроде нас платят больше и за такие гроши ни один водитель не тронется с места. К нашему горькому сожалению, это оказалось правдой. Ценовая политика колебалась от 60 до 100 дирхам! В итоге мы сторговались за 40 дирхам доехать до места назначения. Потом мы даже не пытались договориться о цене поездки, которая была доступна обычным горожанам.
Наиболее эффективным и комфортным средством передвижения по Марокко, безусловно, являются поезда. Путешествия на поездах безопасны и достаточно недороги. Билеты делятся на 2 класса: 1 класс (купе на 6 человек, цена на порядок дороже) и 2 класс (по типу электрички, но с индивидуальными креслами). Мы приобретали их на станциях, можно купить он-лайн на сайте национального оператора ONCF (www.oncf.ma), где представлено расписание и основные тарифы. Железнодорожная сеть в Марокко не очень обширная, тем не менее, она позволяет добраться в основные туристические центры страны. Поезда ходят строго по расписанию (если не случится форс-мажор в виде ремонта ж/д полотна).
Поездом мы воспользовались, преоделевая путь из Касабланки в Марракеш и из Рабата обратно в Касабланку, откуда у нас был вылет в Москву.
Однако, если вы захотите посетить Эс-Сувейру, пустыню или горы Атласа, то вам придется воспользоваться услугами автобусной компании или арендовать автомобиль.
Основные автобусные компании Марокко: CTM, STCR и SupraTours, но существуют и другие, способные создать здоровую конкуренцию. Поездка на автобусе сэкономит Ваш бюджет. Билеты можно приобрести как в кассе автовокзала, так и на сайтах компаний. При выборе этого транспорта не стоит планировать свое путешествие с точностью до минуты, так как необходимо обязательно учитывать непредвиденные приключения на дороге, либо задержки перед самим рейсом.

О кухне
Марокканская кухня, окутанная ароматом благоухающих специй и мятного чая, гармонично сочетает восточный колорит и арабское гостеприимство.
Неизменный атрибут марокканской кухни – тажин, круглая глиняная посуда с конусообразной крышкой и, одновременно, приготовленное в этой посуде, блюдо из мяса или рыбы с добавлением овощей и пряностей. Благодаря уникальной конструкции блокируется влага и вкус, конденсируется пар и распределяется тепло внутри тажина таким образом, что продукты получаются невероятно нежными и сочными.

Психоделический кулинарный арт на улице Касабланки, изображающий тажин.


Воспетое в фильме режиссера Абделатифа Кешиша известное североафриканское блюдо кускус, основой которого служит одноимённая пшеничная крупа, может стать достойным обедом, ужином и даже десертом. Кускус подают и с овощами, и с тушеным мясом курицы или ягненка, и с орехами, сухофруктами, посыпая сахарной пудрой и корицей.
В большинстве ресторанов Вам предложат сваренный из баранины суп харира с добавлением нута и овощей и, приправленный куркумой, из-за чего он приобретает желтый цвет.
На закуску заказывается табуле – чудесный освежающий салат довольно популярный на Ближнем Востоке, который готовится из булгура (дробленой пшеницы) или кус-куса с добавлением большого количества петрушки, помидоров, зеленого лука, мяты, различных специй и заправляется оливковым маслом и лимонным соком.
И оставьте место для пастильи – марокканского пирога из тонкого слоеного теста с начинкой из куриного/голубиного мяса, политого лимонным соком с подслащенной миндальной крошкой, яиц и лука.
На прилавках марокканского рынка (на арабском «сук») среди апельсинов, фиников, яблок, персиков, гранатов, бананов и мандаринов можно найти яркие и сочные плоды кактуса опунции, имеющие сладко-кислый вкус, напоминающий микс моркови, свеклы и груши. Насладиться необычным натуральным десертом можно как в свежем, так и в сушеном или вареном виде, только предварительно необходимо удалить с кожицы плода тонкие колючки.


Благословенный Couchsurfing
К несомненным плюсам каучсерфинга в Марокко стоит отнести:
1) практически мгновенный отклик на сайте наших предполагаемых хостов;
2) возможность размещения более двух гостей.
За месяц до нашего приезда моя подруга находила в Эс-Сувейре приют у коммуникабельного и веселого парня Абдессамада, работающего аналитиком в автосервисе. Как только она впервые увидела его в реальности, то сразу подумала: «Да это же ментальный брат Любы!». Ее вердикт был краток: «Ты обязана с ним познакомиться!»
Что ж, сказано – сделано. Я кинула на сайте запрос и договорилась о том, чтобы он приютил нас на две ночи.


Мы встретились с Абду на автовокзале и, оставив вещи у него на работе, отправились гулять среди белоснежных домов, на которых ярко-голубыми и синими мазками были расставлены акценты. Вернулись к окончанию рабочего дня нашего хоста. И вместе отправились через обычные жилые кварталы и узкие, путанные, полутемные улочки к его дому, расположенному, как выяснилось, практически в центре медины. Открыв скрипящую металлическую дверь, почувствовался запах сырости. По узкой винтовой лестнице во мраке мы поднялись на второй этаж, где Абдессамад в замочной скважине уже проворачивал ключ своей квартиры.
Гостиная, совмещенная с прихожей и кухней (да-да, именно так), две комнаты и санузел (разумеется тоже совмещенный). Ввиду отсутствия межкомнатных дверей, перемещаешься в пространстве сквозь арки. Через запыленное матовое стекло окна просматривался силуэт дома напротив. В выделенной нам комнате стояли три мягкие тахты, на которых лежали аккуратно сложенные пледы, спасавшие нас от ночного холода глиняных стен.
После получасового отдыха мы были готовы к дальнейшим исследованиям и выжидательно смотрели на Абду. Вдруг в гостиной послышался шорох, и все резко повернулись. Пришел друг Абдессамада–обворожительный марокканец по имени Аюб. Я сразу отметила его красоту: аккуратные черты, гладкая смуглая кожа, белоснежная улыбка, теплый взгляд, густые черные ресницы. На его лицо ниспадали светлые жесткие кудрявые пряди волос, которые, как мне показалось, могли выгореть на солнце из-за частого пребывания на песчаных пляжах и, конкретно, из-за занятий серфингом (что впоследствии подтвердилось).
Разговорившись, выяснили, что Аюб работает в школе серфинга тренером и обсудили возможность проведения для нас занятия. Прогноз погоды обещал ветер только послезавтра, поэтому мы решили остаться еще на день.
Выйдя на улицу, и сразу оказавшись среди пестрой толпы, мы перешагнули через затянутую пленкой лужу и отбросы, оставленные каким-то торговцем, и свернули в бесконечные лабиринты медины.
Беседуя и не спеша гуляя по набережной вдоль протяженного песчаного пляжа, мы, сами того не заметив, пришли к сердцу сегодняшней Эс-Сувейры – старому порту, расположенному в бухте. В ряды выстроились выкрашенные в кобальтовый цвет лодки, ожидающие своего выхода в бушующий Атлантический океан. В гавани ежедневно устраивают ни на минуту не утихающий рыбный базар, где до позднего вечера кипит жизнь, а беснующиеся чайки парят в небе, сотканном из васильковых лоскутков, в надежде отхватить лакомый кусочек.
Пройдя по грязной улице, за сотни лет впитавшей смрадный запах, мы дошли до крайней точки гавани и сели на железобетонный парапет, развернувшись лицом к Атлантическому океану, утонувшему во мраке. В не смолкавших разговорах о путешествиях, традициях наших стран, увлечениях, мы не могли не затронуть тему кинематографа. И тут очень даже кстати Абду вспомнил, что Эс-Сувейра в третьем сезоне культового сериала «Игра престолов» показана как город Астапор в Заливе работорговцев. Именно здесь, на стенах городской крепости, Дейенерис Таргариен вела переговоры о покупке воинов-рабов, которых называют Безупречными.


Потом поступило предложение поочередно исполнять песни на русском и арабском языках с попыткой иностранцев воспроизвести их. Мы все надорвали животы! Узнать, как слышатся те или иные слова твоего родного языка для чужеземцев. Во время исполнения «Катюши» Абду и Аюб отлично справлялись, но на строчке «Выходила, песню заводила» они расслышали слово «песню» совсем по-иному, что привнесло в текст немного пикантности и безудержного смеха с нашей стороны. Нам тоже с трудом давались эти приглушенные и прерывистые звуки арабского языка, поэтому, выдавая свои вариации, мы не меньше повеселили марокканских друзей.
Возвращаясь обратно другим маршрутом, мы скользили взглядом по торцам незнакомых построек. Где-то в отдаленном полумраке звучали мистические ритмы гнауа. Словно боясь разрушить поток этих льющихся звуков, Абду прошептал, что в разгар лета, во время ежегодного фестиваля улочки тихого рыбацкого городка взрываются гипнотическими пульсациями этой музыки потомков чернокожих рабов с юга Сахары.
К дому мы подходили молча, занятые своими мыслями. Голова приятно кружилась после насыщенного вечера, и я, кажется, прямо с порога шагнула в глубокий сон.

О развлечениях
Над Эс-Сувейрой уже брезжило утро. Собрав рюкзак, встретившись с Аюбом, мы пошли на автобусную остановку, откуда отправились в ближайшую деревню для серфингистов. Мягким, слегка бледным свечением солнце просачивалось сквозь дымку. За окном всю дорогу открывались дивные виды.
Высадившись, поспешили на базу, чтобы взять в аренду снаряжение (гидрокостюмы и доску). Мое ожидание бежать, как в фильме в лучах ослепительного солнца по пляжу к лазурной воде с серфом под мышкой, было перечеркнуто реальностью, как только я увидела размер наших досок. Короткими перебежками, едва удерживая борд, спустилась по острым камням к песку, где проходила теоретическая часть нашего занятия.
Аюб начал объяснять все нюансы: положение тела на доске до и после приближения волны, правильная техника гребли, постановка обеих ступней на борде, когда волну ты уже поймал, и поведение после того как случился wipe-out (на жаргоне серферов этот термин означает падение с доски и попадание в замес; хоть последнего у нас и не было, потому что высота волн не претендовала на серьезность).


После усиленных тренировок на песке, когда ты уже готов опробовать только что полученные навыки и броситься в стихию, тебе говорят о том, что необходимо размяться перед таким нелегким трудом. На первый-второй ра-а-а-а-считайся! Предалась ностальгии, вспоминая школьные уроки физкультуры, когда весь класс по спортзалу нарезал круги обычным бегом, с высоким подниманием бедра, с захлестом голеней, затем приставными шагами. За кардионагрузкой последовала суставная гимнастика и растяжка. Момент таинства близок: наконец, подходишь к океану, который тихо трогает босые пятки, и осторожно движешься в сторону горизонта, толкая доску по бурлящим изломанным волнам. Понимаешь, что все, что ты усвоил полчаса назад не так легко повторить на воде. Сотни попыток и сотни падений, которые только подогревают твой азарт.
Ты считаешься успешным, если все-таки смог встать на серфборд, приняв правильную позу, немного напоминающую стойку, занимаемую при обороне, и не просто удержался на несколько секунд, но и укротил волну! Для новичка – роскошь неимоверная, зато какая грандиозная мотивация: не покидать пляж до самого заката или приходить снова и снова на рандеву с приветливо-беспокойным океаном. Эх, жаль, что наша поездка ограничена по времени, но ведь всегда есть возможность вернуться, не так ли?

Будь бдителен!
В Марракеше на нас хотели нажиться, ожидая, что мы заплатим 200 дирхам за 10-минутный рассказ о том, как же создается лучшая марокканская кожа. Но не тут-то было! Мы не пальцем деланые! Правда, чтобы нас не закидали камнями, не побили палками и не спустили стаю собак, мы были вынуждены хоть что-то заплатить. Я предусмотрительно приготовила 20 дирхам и стала горячо объяснять уже не столь любезному мужчине, угрожающе требовавшему деньги, что вот-вот уже через пару часов мы едем в аэропорт, а оттуда направляемся в Россию без единого гроша в кармане. Что ж, трюк удался! Забрав двадцатку, марокканский бизнесмен грубо бросил нам: «Bye!» и махнул рукой в сторону выхода из квартала. За 40 рублей с носа мы насладились ароматами мяты, заглушавшей запахи голубиного помета, красителей и мертвой плоти. Квартал кожевников, welcome!



Почти Шефшауэн, но не он. Рабат. Марокко – кошачья страна. И кошечек тут люди призывают не привычным «кис-кис-кис», а необычным «пш-пш-пш». Вот она налицо, эта разность культур!


Вместо эпилога
Побывав в гостях у восточной сказки, мы прочли лишь несколько ее страниц. Но это ли не повод, по-детски ожидая новых чудес и занятных историй, вновь открыть книгу мира на главе «Марокко»?!


Будет интересно