Велопутешествие Нижний Новгород - Казань. Часть 2
У подножия горы виднеется деревня Исады. Тоже историческое село. Место стоянки Ивана Грозного. А церковь в Исадах - это подворье Макарьевского монастыря, была когда-то перевалочным пунктом при переправе на Макарьевскую ярмарку на противоположный берег Волги.
Согласно В. И. Далю, «исады» — это «место высадки на берегу, пристань». Топоним распространён и в других регионах России. селе было три православных храма, из которых сохранился один.
Исады- очень небольшая деревня, которая совсем не заметна, если ехать по высокому берегу Волги. За густой растительность располагаются домики и небольшая разрушенная церковь. Как мне показалось, это сказочное место. Чтобы спуститься к деревни нужно преодолеть крутой спуск, заросший деревьями. Здесь же местными жителями сделаны необычные ступеньки: из шин колес, засыпанных землёй. Очень удобно спускаться и подниматься по таким ступенькам. И даже если будет дождь, то такие ступеньки не размоет водой. Спустившись по таким ступенькам, с двух сторон окружёнными высокими деревьями, перед нами открылся вид на небольшую полуразрушенную церквушку на берегу Волги- Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1847 году.Чем-то эта церковь мне напомнила «изумрудный городок».
Здесь же в конце села, находится дом А. Ф. Сергеева с каменными воротами (конец XIX века) — памятник градостроительства и архитектуры и четыре жилых дома конца XIX века.
В селе одна улица — Садовая. Имеется пристань.
Фото: Церковь Николая Чудотворца
Фото: Домик в Исадах
Фото: Современный домик
Фото: Каменные ворота Сергеева
Фото: Дом Сергеева
Фото: Необычные ступеньки
Проезжая по Нижегородской области в деревнях я заметила одну особенность – это домики с чердачком, которые встречались лишь в этой области.
А уже в Республике Марий Эл и других областях таких домиков замечено не было. Зато здесь огороженные деревни воротами. Видимо остались ещё с прошлых врёмен. Сейчас от таких ограждений остались только боковые колья от ворот. Дома тут тоже имеют свою особенность: кирпичные каменные ворота почти в каждом доме.
Фото: Домик с чердаком в Нижегородской области
Фото: Магазин
Фото: Домик с воротами Республика Марий Эл.
Остатки ограждения
Фото: Овечки
Фото: Домашняя утка
Фото: Козёл
Жители очень гостеприимные и доброжелательные. В селе Усола в магазине нам повстречался мужчина, который сам работает в Москве, но родина его тут. Этот мужчина нам подсказал его любимое место – купальню. Она располагается в небольшом овраге, среди кустов черемухи. Место, где образовался святой родник. А вскоре видимо жители построили купальню. Уютное местечко, где мы пообедали, пополнили запасы воды и искупались в ледяной святой воде.
После чего пообедав пельменями мы грелись на солнышке. Да, пельменями… В этом походе у нас была одна странная особенность – обедать пельменями. Тушенку как-то поднадоело кушать всё время, населенных пунктов по пути встречается много. И почему бы не пельмени? Зашли в магазин, купили и тут же недалеко на какой-либо полянке сварили их…
Потом и спустился к купальне этот мужчина с сыном. Тоже окунулись в прорубь и принесли нам на дорожку булку хлеба из местной пекарни, пожелали удачного пути и проводили нас в путь.
Фото: Овраги
Фото: Купальня
Фото: Родник
Уже на границе республики Марий Эл и Чувашии в месте, куда мы приехали ночевать, нас встретила шумная компания местных отдыхающих. Как оказалось потом, это частный туристический городок. Оказались тоже очень гостеприимными людьми, разрешили нам поставить палатки у них на территории, напоили соком, угостили копченой скумбрией и жаренным на углях сомом.
В этих местах леса и растительность очень отличается от нашей местности. Очень красивые дубки, клён татарский, лиственница и можжевельник. Наверное осенью очень красиво в этих местах. Огромные большие треугольные листья клёна, ягоды рябины, дубовые листочки…Растительность тоже отличается от нашей: большие высокие заросли растений, похожих на укроп, высотой больше двух метров; растения, листья которых мне напоминают пальму, а семена – детскую погремушку. Задеваешь коробочки (семена) ногой, когда проезжаешь мимо, а они бренчат, как погремушка, и семена не выпадают.
Фото: Дубок
Фото: Рябинка
Фото: Клён
Фото: Зонтичные
Фото: Ель
Фото: Семена-погремушки
Фото: Семена-погремушки
Фото: Можжевельник
Фото: Ландыш
Фото: Орехи
Фото: Папоротник
Удалось и повстречать немного представителей животного мира: раки, кроты и личинку стрекозы. Когда ждали паром, чтобы переправиться через реку Суру, семья с двумя ребятишками ловили раков. А если раки водятся, то вода ещё в реках чистая. Раки обитают лишь в чистой воде. В загрязненных водоёмах они погибают.
В лесу на тропинку выскочил, видимо выпавший из гнезда кукушенок. Сначала он притворялся раненным и позировал нам, а потом ему надоело и он быстро упрыгал по Серегиной ноге по своим птичьим делам.
А в одной из деревень местные дети в огороде нашли крота, и даже предлагали нам его подарить. Но зачем нам крот? Мы уговорили ребятишек отпустить его, правда в то место где они его нашли они категорически отказывались его отпускать. Там ведь огород. И как сказала девочка, что он перероет всю картошку… Отпустили крота или нет не знаю, но мне кажется, что нет. Ребятишки заигрались с ним. Меня поразил маленький размер крота и большие лапы, которыми он и роет землю. Хотели посмотреть за сколько времени крот зароется в землю. Посадили его на песок, но он нас постеснялся и отказался рыть себе норку…
Фото: Личинка стрекозы
Фото: рак
Фото: Кукушонок
Фото: Паук
Фото: Крот
Фото: Крот
Весь день пришлось просидеть на берегу Волги в ожидании парома. Оказалось, что дневной паром сломался. И пришлось ждать вечернего. Времени было предостаточно, мы успели выспаться на брёвнах, посмотреть на ловлю раков, и конечно же, пообедать пельменями. В магазине местные жители интересовались нашим путешествием, удивлялись и на последок из своего огорода дали нам несколько головок чеснока, которые мы с удовольствием поели с пельменями…
Фото: Собака на лодке
Фото: В ожидании парома
Фото: Сон на бревне
Фото: Паром
Фото: На пароме
Привез нас паром в Васильсурск. Проехали мы через поселок, да и свернули к Волге в поисках места ночевки. На берегу заросли малины вместе с крапивой. Насобирала чашечку малинки буквально за минут десять. На берегу деревни возвышается церковь, и мы как раз облюбовали место, откуда эта церковь хорошо просматривается. Рядом столик стоит, да и собачка прибежала. Поужинала с нами и убежала к себе домой. На утро опять приходила, нюхалась у палаток. И опять ни с чем ушла.
Фото: Берег Васильсурска
Фото: Малина
Фото: Ужин
Фото: Друган
Фото: Закат
Фото: Утреннее отражение
В республике Марий Эл очень любят свои места, достопримечательности, ценят их. На каждом историческом месте повешены таблички с кратким описанием места. Не собирались мы проезжать через центр Марийской Республики, но силы притяжения Земли распорядились за нас. Здесь находится ось земли – камень с надписью: «Для каждого человека место где он родился, его отчий дом кажется центром всей Вселенной и весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца, это горный край земли Акпарса. Этот перекресток является географическим центром горномарийского района. Если из данной точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадаем на бескрайние просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей ни одного островка. Отправляясь в дальнюю дорогу прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачу в пути в далеких краях и сила притяжения Земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю»
Здесь же поставлен памятник Акпарсу. Акпарс - реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».
С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. (http://www.naselo.ru/attraction/id8233)
Фото: Памятник Акпарсу
Фото: Камень: Ось земли
Пепкинский курган – единственный в своём роде памятник абашевской культурно-исторической общности II тысячелетия до н.э. Абашевцы – это древние скотоводы степной полосы. У них существовал обычай, по которому юноши до вступления в брак жили в больших домах – «домах мужчин». Часто руках такого дома находилась фактическая власть над целым племенем. Члены мужской общины были обязаны защищать друг друга в боях. Под насыпью кургана обнаружено 3 могилы: мужская, женская и братская. Курган знаменит своим коллективным захоронением. В одной могильной яме лежало 28 костяков и 2 черепа, кремневые наконечники стрел, глиняные сосуды и поделки. Ученые до сих пор не выяснили причину захоронения целого рода. (Надпись на табличке)
Фото: Пепкинский Курган
Важнангерское городище XIV-XV вв. В исторических источниках и народной памяти городище известно под названием Аламнер (город на горе). Общая площадь памятника составляет площадь 83400 кв. метров. В северо-восточной части обнаружены были остатки сторожевой башни и сгоревшей стены. В древности проход в крепость был возможен лишь через ворота, которые были защищены надвратной башней. (Надпись на табличке).
С этого места отрывается вид на окрестности, и на Волгу. Ширина Волги в этом месте около 13 км.. Также поставлен крест, как раз напротив старинной троицкой церкви, которая сейчас находится внизу «городища».
Фото: По дороге к городищу
Фото: Волга рядом с городищем
Фото: Гора, на которой находилось городище.
Фото: Дорога на городище
Фото: Вид с Аламнера
Преодолевая подъемы и наслаждаясь спусками мы добрались до центра Чувашской Республики – Чебоксары. За один день мы пересекли эту Республику и ночевать уже остановились опять в Республике Марий Эл, на противоположном берегу Волги.
Фото: По пути в Чебоксары
Фото: Водоёмчик
Согласно В. И. Далю, «исады» — это «место высадки на берегу, пристань». Топоним распространён и в других регионах России. селе было три православных храма, из которых сохранился один.
Исады- очень небольшая деревня, которая совсем не заметна, если ехать по высокому берегу Волги. За густой растительность располагаются домики и небольшая разрушенная церковь. Как мне показалось, это сказочное место. Чтобы спуститься к деревни нужно преодолеть крутой спуск, заросший деревьями. Здесь же местными жителями сделаны необычные ступеньки: из шин колес, засыпанных землёй. Очень удобно спускаться и подниматься по таким ступенькам. И даже если будет дождь, то такие ступеньки не размоет водой. Спустившись по таким ступенькам, с двух сторон окружёнными высокими деревьями, перед нами открылся вид на небольшую полуразрушенную церквушку на берегу Волги- Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1847 году.Чем-то эта церковь мне напомнила «изумрудный городок».
Здесь же в конце села, находится дом А. Ф. Сергеева с каменными воротами (конец XIX века) — памятник градостроительства и архитектуры и четыре жилых дома конца XIX века.
В селе одна улица — Садовая. Имеется пристань.
Фото: Церковь Николая Чудотворца
Фото: Домик в Исадах
Фото: Современный домик
Фото: Каменные ворота Сергеева
Фото: Дом Сергеева
Фото: Необычные ступеньки
Проезжая по Нижегородской области в деревнях я заметила одну особенность – это домики с чердачком, которые встречались лишь в этой области.
А уже в Республике Марий Эл и других областях таких домиков замечено не было. Зато здесь огороженные деревни воротами. Видимо остались ещё с прошлых врёмен. Сейчас от таких ограждений остались только боковые колья от ворот. Дома тут тоже имеют свою особенность: кирпичные каменные ворота почти в каждом доме.
Фото: Домик с чердаком в Нижегородской области
Фото: Магазин
Фото: Домик с воротами Республика Марий Эл.
Остатки ограждения
Фото: Овечки
Фото: Домашняя утка
Фото: Козёл
Жители очень гостеприимные и доброжелательные. В селе Усола в магазине нам повстречался мужчина, который сам работает в Москве, но родина его тут. Этот мужчина нам подсказал его любимое место – купальню. Она располагается в небольшом овраге, среди кустов черемухи. Место, где образовался святой родник. А вскоре видимо жители построили купальню. Уютное местечко, где мы пообедали, пополнили запасы воды и искупались в ледяной святой воде.
После чего пообедав пельменями мы грелись на солнышке. Да, пельменями… В этом походе у нас была одна странная особенность – обедать пельменями. Тушенку как-то поднадоело кушать всё время, населенных пунктов по пути встречается много. И почему бы не пельмени? Зашли в магазин, купили и тут же недалеко на какой-либо полянке сварили их…
Потом и спустился к купальне этот мужчина с сыном. Тоже окунулись в прорубь и принесли нам на дорожку булку хлеба из местной пекарни, пожелали удачного пути и проводили нас в путь.
Фото: Овраги
Фото: Купальня
Фото: Родник
Уже на границе республики Марий Эл и Чувашии в месте, куда мы приехали ночевать, нас встретила шумная компания местных отдыхающих. Как оказалось потом, это частный туристический городок. Оказались тоже очень гостеприимными людьми, разрешили нам поставить палатки у них на территории, напоили соком, угостили копченой скумбрией и жаренным на углях сомом.
В этих местах леса и растительность очень отличается от нашей местности. Очень красивые дубки, клён татарский, лиственница и можжевельник. Наверное осенью очень красиво в этих местах. Огромные большие треугольные листья клёна, ягоды рябины, дубовые листочки…Растительность тоже отличается от нашей: большие высокие заросли растений, похожих на укроп, высотой больше двух метров; растения, листья которых мне напоминают пальму, а семена – детскую погремушку. Задеваешь коробочки (семена) ногой, когда проезжаешь мимо, а они бренчат, как погремушка, и семена не выпадают.
Фото: Дубок
Фото: Рябинка
Фото: Клён
Фото: Зонтичные
Фото: Ель
Фото: Семена-погремушки
Фото: Семена-погремушки
Фото: Можжевельник
Фото: Ландыш
Фото: Орехи
Фото: Папоротник
Удалось и повстречать немного представителей животного мира: раки, кроты и личинку стрекозы. Когда ждали паром, чтобы переправиться через реку Суру, семья с двумя ребятишками ловили раков. А если раки водятся, то вода ещё в реках чистая. Раки обитают лишь в чистой воде. В загрязненных водоёмах они погибают.
В лесу на тропинку выскочил, видимо выпавший из гнезда кукушенок. Сначала он притворялся раненным и позировал нам, а потом ему надоело и он быстро упрыгал по Серегиной ноге по своим птичьим делам.
А в одной из деревень местные дети в огороде нашли крота, и даже предлагали нам его подарить. Но зачем нам крот? Мы уговорили ребятишек отпустить его, правда в то место где они его нашли они категорически отказывались его отпускать. Там ведь огород. И как сказала девочка, что он перероет всю картошку… Отпустили крота или нет не знаю, но мне кажется, что нет. Ребятишки заигрались с ним. Меня поразил маленький размер крота и большие лапы, которыми он и роет землю. Хотели посмотреть за сколько времени крот зароется в землю. Посадили его на песок, но он нас постеснялся и отказался рыть себе норку…
Фото: Личинка стрекозы
Фото: рак
Фото: Кукушонок
Фото: Паук
Фото: Крот
Фото: Крот
Весь день пришлось просидеть на берегу Волги в ожидании парома. Оказалось, что дневной паром сломался. И пришлось ждать вечернего. Времени было предостаточно, мы успели выспаться на брёвнах, посмотреть на ловлю раков, и конечно же, пообедать пельменями. В магазине местные жители интересовались нашим путешествием, удивлялись и на последок из своего огорода дали нам несколько головок чеснока, которые мы с удовольствием поели с пельменями…
Фото: Собака на лодке
Фото: В ожидании парома
Фото: Сон на бревне
Фото: Паром
Фото: На пароме
Привез нас паром в Васильсурск. Проехали мы через поселок, да и свернули к Волге в поисках места ночевки. На берегу заросли малины вместе с крапивой. Насобирала чашечку малинки буквально за минут десять. На берегу деревни возвышается церковь, и мы как раз облюбовали место, откуда эта церковь хорошо просматривается. Рядом столик стоит, да и собачка прибежала. Поужинала с нами и убежала к себе домой. На утро опять приходила, нюхалась у палаток. И опять ни с чем ушла.
Фото: Берег Васильсурска
Фото: Малина
Фото: Ужин
Фото: Друган
Фото: Закат
Фото: Утреннее отражение
В республике Марий Эл очень любят свои места, достопримечательности, ценят их. На каждом историческом месте повешены таблички с кратким описанием места. Не собирались мы проезжать через центр Марийской Республики, но силы притяжения Земли распорядились за нас. Здесь находится ось земли – камень с надписью: «Для каждого человека место где он родился, его отчий дом кажется центром всей Вселенной и весь мир вращается вокруг него. Для горномарийца, это горный край земли Акпарса. Этот перекресток является географическим центром горномарийского района. Если из данной точки мысленно пропустить ось через весь земной шар, то попадаем на бескрайние просторы Тихого океана, где на ближайшие 500 милей ни одного островка. Отправляясь в дальнюю дорогу прикоснитесь к этому камню, пожелайте себе удачу в пути в далеких краях и сила притяжения Земли горномарийской поможет вам возвратиться на родную землю»
Здесь же поставлен памятник Акпарсу. Акпарс - реальная историческая личность середины 16 в. Акпарс – сотный князь горных марийцев, видный политик, военачальник и дипломат – самая яркая в пантеоне марийских национальных героев. Владения Акпарса, называемые «сотней», занимали значительную часть территории современного Горномарийского района. О нём писали, что жил Акпарс «возле речки Большая Юнга, в околотке Нуженал, в котором и доныне живут его потомки черемисы. Он был первым ходатаем, во всяком деле он выступал вперёд, был смелее и искуснее своих товарищей. И потому занял большое пространство земли от нижегородской границы по реке Суре и огромный лес по Суре и Ветлуге». На земле Акпарса в 1583 году был основан город Козмодемьянск, в связи с чем ясачные марийцы «отведены житьём за десять вёрст от города».
С именем Акпарса связаны поворотные моменты истории марийского народа. Во времена Золотой Орды и Ивана Грозного, горные марийцы, стремясь освободиться от власти Казани, послали своих наиболее уважаемых предводителей в Москву просить Ивана IV принять их под свою руку. Посланы были князья: Акпарс, Аказ, Ковяж, Яныга. Добровольное присоединение к Русскому государству Ивана Грозного горных марийцев связывают именно с именем князя Акпарса. Он пришел на помощь московскому царю и много сделал для утверждения его на Волге. По одному из преданий, Акпарс, играя на гуслях, измерил шагами расстояние рва, необходимое для подрыва крепостной стены. Иван Грозный ценил заслуги Акпарса. Известен случай, когда он три дня гостил в его родовом селении Нуженалы и охотился в местных дубравах. Сохранились легенды о том, что царь Иван IV «за счастливый исход войны…», предоставил горным марийцам ряд льгот и подарил Акпарсу серебряный ковшик с изображением царя Соломона. (http://www.naselo.ru/attraction/id8233)
Фото: Памятник Акпарсу
Фото: Камень: Ось земли
Пепкинский курган – единственный в своём роде памятник абашевской культурно-исторической общности II тысячелетия до н.э. Абашевцы – это древние скотоводы степной полосы. У них существовал обычай, по которому юноши до вступления в брак жили в больших домах – «домах мужчин». Часто руках такого дома находилась фактическая власть над целым племенем. Члены мужской общины были обязаны защищать друг друга в боях. Под насыпью кургана обнаружено 3 могилы: мужская, женская и братская. Курган знаменит своим коллективным захоронением. В одной могильной яме лежало 28 костяков и 2 черепа, кремневые наконечники стрел, глиняные сосуды и поделки. Ученые до сих пор не выяснили причину захоронения целого рода. (Надпись на табличке)
Фото: Пепкинский Курган
Важнангерское городище XIV-XV вв. В исторических источниках и народной памяти городище известно под названием Аламнер (город на горе). Общая площадь памятника составляет площадь 83400 кв. метров. В северо-восточной части обнаружены были остатки сторожевой башни и сгоревшей стены. В древности проход в крепость был возможен лишь через ворота, которые были защищены надвратной башней. (Надпись на табличке).
С этого места отрывается вид на окрестности, и на Волгу. Ширина Волги в этом месте около 13 км.. Также поставлен крест, как раз напротив старинной троицкой церкви, которая сейчас находится внизу «городища».
Фото: По дороге к городищу
Фото: Волга рядом с городищем
Фото: Гора, на которой находилось городище.
Фото: Дорога на городище
Фото: Вид с Аламнера
Преодолевая подъемы и наслаждаясь спусками мы добрались до центра Чувашской Республики – Чебоксары. За один день мы пересекли эту Республику и ночевать уже остановились опять в Республике Марий Эл, на противоположном берегу Волги.
Фото: По пути в Чебоксары
Фото: Водоёмчик
Читайте также