Велосипедное путешествие Санкт-Петербург - Малайзия или "Мир глазами кочевника"

Здравствуйте, я, Анна, пишу репортаж о моем муже Александре, который в мае 2017 года выехал на "двухколесном друге" с Санкт-Петербурга в годовое кругосветное путешествие. На велосипеде он проехал 29 тыс. км. Путь пролегал через Россию, захватил горный Алтай, степи Монголии, дождливый осенний Китай, рисовые поля Вьетнама, зимнее лето Малайзии, Тайланда, старинные храмы и бедные деревни Камбоджи, Лаоса. А теперь подробнее с выписками из его дневника и фото.

13 мая'17 выезд в 6 утра с весеннего, но холодного Питера, на велосипеде едет мой муж по дороге наряду с камазами, грузовыми и легковыми машинами, гудки и шум заменяются приятной музыкой в ушах и наконец ветер и беззаботная свобода дороги, а сколько впереди..ухх..дух захватывает, Конечно путь долгий и экономный, сон в палатке в мае заставляет экспериментировать способы прогрева и камень в палатку, и грелка, и мешок-фольга, гречка на костре становится самой вкусной в мире. Заезды в старинные города Великий Новгород, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Владимир оставляет в душе покой и легкость, как перезвон колоколов множественных храмов этих городов. В Чувашии , Татарстане и Удмуртии повстречались дожди, гравий, непроходимые участки дорог, переплав через реку Вятка на лодке с велосипедом со старым рыбаком, огромные подъёмы и спуски, холмы, и открываются бесподобные виды и запахи цветущих полей. В Свердловской области появляются причудливые волнообразные холмы, поросшие свежей зелёной травой, вроде ничего необычного, а ощущение будто находишься в какой-то части Швейцарии. В Омской области повстречался вихревой столб, который вырос над лесом и двигался куда-то в сторону, через 20 минут медленно стал исчезать на горизонте.


Саша решил заехать в Казахстан в северо-западную его часть, полюбоваться соленым розовым озером, светущими степями и пообщаться с интересными его жителями. Ему не очень везло останавливаться на ночлег по каучсерфингу, но в Казахстане побывал у прекрасной многодетной семьи, которые все вместе путешествуют и ведут активный образ жизни. Велосчётчик накрутил 4750км, впереди Горно-Алтайск и часть Монголии. Хотя изначально целью моего мужа было проехать через Байкал и до Владивостока, но такие красивые места он решил посетить всей семьей в будущем.


На дворе август месяц и Алтайский край. Холмы превращаются в горные массивные породы, Саша направляется через деревни к Семинскому перевалу, останавливается на берегу реки Сема. Солнце, пение птиц и журчание реки, ночевки возле горной реки. На Семитском перевале высота подъёма достигает 1670 метров, темепратура воздуха упала до 10 градусов, сильный встречный ветер до 20м\с. Подниматься приходилось с остановками, но красота вершины стоит усилий. Пока Саша упаковывал баулы, остановился фургон, и к нему бежит какая-то женщина. Это были пожилые путешественницы, которые по Европе добрались до Монголии, проехали её всю и уже через Алтай и всю Россию направлялись обратно в Швейцарию. Любые сложности, подъёмы, встречающиеся на пути, уходят сами собой, когда вдоль дороги всё внимание уходит в сторону извивающейся бурной реки Чуи, окруженной массивными горами и берёзово-пихтовым лесом. Спустившись с небольшой горы, пошли равнины, прямая трасса, жара под +40, все вокруг чем-то ассоциировалось с мексиканским пейзажем, вот только не хватало огромных кактусов. На пути повстречалось Гейзерное озеро. Зрелище бесподобное - замедленный на дне гейзер, голубовато - бирюзового цвета, будто по дну плавает медуза. Так можно часами сидеть и наблюдать за этим явлением, но нужно ехать. Трасса к границе Монголии пролегает через огромные поля, отвесные скалы и вдоль реки Чуи, которая постепенно теряется где-то среди зарослей хвойных деревьев.


Середина августа, до границы Монголии Сашу подбросили на машине из-за сильного ветра. В Монголии большая часть пастухов пасут скот на китайских мотоциклах. Проезжая через деревню Цаагануур, Сашу догоняет какой-то парень на мотоцикле и приглашает в гости в юрту, где были его жена, дети и мать. Они налили ему солёного чая с козьим молоком и в виде закуски поставили жареные в масле кусочки теста, у нас это называют пончиками, только тут просто пресное тесто. Монголия страна полей, гор, колючек, неожиданных оазисов, пасущихся животных, страна маленьких с передвижными домами деревень, здесь не увидишь большие города с многоэтажками, страна тишины и степной природы, можно часами ехать по гравийной дороге и не встретить машин. Голые степи. На горизонте вдали показались 8 быстро передвигающихся треугольников, это были огромные верблюдоы, которые неохотно отошли с дороги, наблюдая за Сашиным передвижением. Вот и долгожданное озеро Ачит-Нур, но Сашины ожидания не оправдались, растительности тут никакой не было, а повсюду стояли юрты и много скота, что для ночлега в палатке не годится. Степная гладь, колючки затрудняют установку и ночевку в палатке, сильнейшие ветра вырывают ее из рук или складывают к земле среди ночи. Так же и дров никаких, в качестве топлива шел лошадиный навоз, а проблемы с водой решались сильнейшей ее экономией, редко встречающимися магазинами или юртами. На каждой высокой точке подъёма, монголы выкладывают конусообразной формы горку из камней, в центре которой стоит столб и на нём подвязаны ленточки. Саша спускается с каменистой горы  в степь, по среди которой протекает речка, и снова места рядом с водоёмом наполняются растительностью, превращаются в зелёные луга, тут же расставлены юрты и пасутся овцы с козами. Кочевники заготавливают сено, кто-то собирает новые юрты, а рядом бегают дети, махая палками.  Однажды в каком-то поселении монгол позвал Сашу попить чаю с козьим молоком и протянул целую миску с какими то сухими штучками, это были молочно - творожные цукаты в высушенном виде, их размачивают на блюдце и пьют с чаем, надо учиться у монголов, как хранить творог без холодильника. Температура днем доходит до +30, а по ночам падает до +2. Монголию с Китаем соединяет пустыня, но Саше повезло и до границы его подбросил монгол Jai, который хорошо знал русский язык, и они провели эту поездку в приятной беседе.


Сентябрь, границу Китая Саша прошел спокойно и быстро, правда сухопутно на велосипеде не пропускали, но Jai договорился за плату с автомобилистами, и Сашу перевезли через границу. Китайская часть пустыни тщательно пытается китайцами озеленяться. Начался парк Юрского периода с огромными статуями динозавров. В первом же городке Сашу впечатлили  китайская любознательность, добродушность, но и немного назойливости. Саша привлекал внимание своим велосипедом и европейской внешностью, его снимали при любых случаях, но и часто угощали в кафе, как хозяева заведений, так и посетители. Китайцы очень приветливые и пытались помочь в любой ситуации, и языковой барьер не был преградой, также они большие труженники и постоянно в движении, земли между городов в деревенских поселениях все обрабатывались комбайнами и засажены то кукурузой, тыквой и еще чем. Ставить палатку в Китае было не проблемой, если темнота заставала не в городе, поэтому Саша пытался объезжать большие города или особо не задерживаться там. Но однажды, пытаясь приютиться в дождливом парке, китайские охранники пригласили Сашу переночевать у себя на базе и угостили настойкой из пчел. Сентябрь, октябрь, что был Саша в Китае, поливали дожди, и приходилось ему терпеть сырость и в палатке, и в дороге. Привлекали внимание буддийские храмы, часто располагающиеся на холмах, с расписными стенами и множеством статуй богов. По дороге удавалось делать перекусы, срывая с деревьев грушу, хурму, грецкие орехи или неизвестную для нас растительность. Подъезжая к горам, часто проезды для велосипедов из-за обвалов и ремонтов были закрыты, и в одной из этих ситуаций при обращении в полицейский участок, Сашу спокойно выслушали через переводчик, накормили в столовой, нашли ему машину, которая перевезла через обвал и устроили фотосессию. Много природных и рукотворных достопримечательностей из-за экономии Саше приходилось пропускать, но случайно как-то он попал в парк лабиринт каменных заостренных глыб, которые очень впечатлили его.


Вьетнам впечатлил своими ландшафтом и природой. Потрясающий обзор: гигантские вырастающие из земли горные столбы, плотная растительность, лестничные поля и бабочки размером с ладонь. Городки совсем небольшие и тянутся на протяжении всей дороги. Множество частных лавочек с однообразной продукцией в каждом магазине. Многие играют в карты и что-то похожее на нарды, собираясь целыми толпами вокруг столов. Также как на юге Китая развито производство шпона из бамбукового дерева. Пахнет свежим деревом и печным дымом, где оно обрабатывается под температурой. В работе участвуют как мужчины, так и женщины, выполняющие мужскую работу. На прилавках появляются новые плоды. Из-за постоянных дождей большую часть дорог, полей и домов затопило, но одновременно открывались божественные виды в сочетании воды с горами. Пересекая деревенский быт, Саша отмечал, что жизнь тут течёт в спокойном ритме, люди никуда не торопятся и каждый занят тем, чем считает для себя нужным. Подмастерья, десятки лиц настроения, труженников и отдыхающих людей, все они располагают своим днём. Мастер плетёт из прутьев большие кувшины,а кто-то занимается свежей мебелью, вырезая красивые узоры, где-то обрабатывают дерево, а где-то заготавливают шпон, смолистый запах которого витает по всей округе. Вдоль горной стены у дороги под тентом расположились парикмахеры, желающих много, и причёски летели как на конвейере. А кто-то просто отдыхает, собравшись целой толпой над игровой доской, напоминающую нарды, где с каждой битой фигурой, люди с восторгом вскрикивали как болельщики футбола. Тут можно услышать и чьё-то пение, так как здесь любят караоке и поют под бегущие слова на экране. Женщины носят детей в слингах на спине и с ними работают, а кто- то   берет с собой стул и поднимается на гору, для того чтобы поработать или просто повязать в тишине. В таких вьетнамских деревнях "дышалось легко".


Стоило было добраться до границы Лаоса, как ударило пекло. Погранпост Саша прошёл моментально, багаж не проверяли, а печать поставили на 28 дней. С wi-fi тут проблемы, в отличии от предыдущих стран, в Лаосе его нужно искать и в кафэ практически нет. Малая заселённость, что для Саши как раз в плюс в плане большого выбора мест для палатки, бедные деревни, в частных магазинах совершенно нет ничего путного из продуктов, разве что хозяйственные товары и кучка каких-то сладостей. Мясу не нужно особо доверять, так как и во Вьетнаме, тут тоже используют крыс, только крыс полосуют на маленькие кусочки и жарят на углях, в ход идёт свинина и курица, но всё остальное мясо уже под подозрением. Из-за высокой t° достигающей +40°, жара напрочь почти всё высушила, ручьи, землю, поля, остались лишь деревья и кустарники, которые и взяли над всей растительностью главенство. Местные люди сверх приветливые, хотя европейцы здесь частые гости. Саша ставил палатку в любой растительности, было полно муравьев и термитов, змеи не встречались. Затяжные подъёмы стоят своих видов в конечном итоге, но преодолевать некоторые было невозможно и приходилось цепляться за фуры. Попадались очень бедные деревни, где люди ходят грязными и полураздетыми, а мужчины ходили с винтовками, отсуда хотелось уехать быстрее.


Тайланд - это большое разнообразие храмов и множество собак. Наверное не было ещё такого места в этой стране на данный момент, где Саша не видел бы этих животных. Монахи в оранжевом облачении, шествующие вдоль дороги с первыми лучами солнца, в руке их деревянная трость, а сбоку висит маленький бурдюк для каких-то мелочей. Восход солнца - это безупречно в любом его исполнении, проскальзывая сквозь ветви деревьев и распластавшись среди полей, одним своим видом завораживает той краткостью момента, которая заряжает тебя на весь день. Борода Саши приводила тайцев в удивление и вызывала усмешки. Наряду с неизвестными фруктами попались и всеми известные жареные тайские насекомые : огромная саранча, гусеницы, жуки и всякие там личинки. Мимо деревень часто пролегают рисовые плантации, здесь их ещё только засеивают и такое можно наблюдать, как плугом трактора бороздят слои грязи, наполненные водой в небольших резервуарах. Насмешили Сашу лопоухие тайские коровы, ещё с утра, проснувшись и вылезая из палатки, замечаешь этих коров с ушами как паруса. Тайланд - это и страна обезьян, которыми со стороны милуешься, но не хочется подходить ближе. Саше понравилась эта страна, вне городов ощущаешь себя в древности: гигантские деревья с ползущими корнями сквозь камни; пение нестандартных звуков птиц; огромный заброшенный дом, поросший лианами, который в итоге стал прибежищем для обезьян, и всё такое вековое - кусочек диких джунглей. Саша направляется в Пхукет через рыбацкие деревни и набережную моря. Почему-то его вдохновляет ехать именно такими путями, простыми, здесь нет больших скоплений людей, какое бывает в больших городах, видишь быт населения, чувствуешь запах моря. Дорога идёт холмами то вверх, то вниз, есть возможность наконец погреться у моря. В одной из таких ночевок у моря произошла неожиданная встреча с украинцем, что переросло в беседу на часа три. Поднимаясь на высокие холмы можно заметить стойбища домашних слонов. С каждым посещением туристов, слоны взбираются и снова спускаются по лесным тропам зарослей, преодолевая большие нагрузки, но зато после этого их ждёт бдительный обед и обильные водные процедуры. Много домиков, где люди преподносят дары духам, попадаются и такие сплошь окружённые фигурами животных тигров, петухов, коров. А вот что особо бросается в глаза - пышные своим окрасом цветущие деревья. Бутоны таких деревьев могут быть и ярко-оранжевыми, розовыми, белыми, всё это выглядит настолько ярко, словно художник наносит кистью свежие масляные краски на чистом холсте. Море усеянно зелёными островками, а среди них располагаются и бухты, рыбацкие лодки, баржи. Кто-то на воде выстраивает и деревянные домишки, некоторые прямо тут и живут занимаясь рыболовным промыслом, ну а кто-то содержит здесь лишь рыбацкие снасти с судном. 


В Камбодже Саша оказался в феврале месяце, но там стояла жара. В этой стране много старинных городов - руин, но попасть туда стоит немало денег. Часто к Саше подбегали дети и кричали "хайло". Люди имеют смуглый оттенок кожи, а порою и до самого тёмного. Как-то раз ещё до рассвета Саша услышал возле палатки потрескивание палок и листьев, тишина, он вылезает с фонариком, стоит мужик чёрный как ночь, взъерошенные волосы и улыбка на всё лицо. Для комплекта ужаса не хватало лишь мачеты, но к счастью это был всего лишь пастух. Перебросившись парой фраз, которых Саша не распознал бы при любом желании,  он побрёл дальше за своими коровами белого цвета, в свете луны они выглядели словно привидения.


Посещение Малайзии пришло на март месяц. На границе народу совсем не было, один Саша, узкий проход, только для легкового транспорта, ну и несколько служащих. Багаж не проверяли, там и там поставили быстро печать, даже иммиграционный не заполнял, и Саша на границе Малайзии, которая встретила его длинным горным серпантином и жарой, еще большей, чем в Тайланде. Сейчас местом Сашиных ночевок стали песочные пляжи, они совсем рядом с трассой и на всём пути в любой момент можно свернуть искупаться в море. Ветра на набережной довольно сильные, порою палатка  летает из стороны в сторону, и волны закручивает мощными ударами о берег, тут уж поневоле иногда даже сквозь сон просыпаешься. Часто попадаются интересно разукрашенные с множеством фигур храмы. Так как в Индии Саша ещё не бывал и не знал местной культуры, позже оказалось что это именно индийские храмы с наличием в них народа индусов. Эти люди - индусы, впечатлили собой уже с самого начала своим приветствием и обильной встречной улыбкой. Почти каждое утро ещё с восходом солнца Саша каким-то образом всегда встречал этих улыбающих людей, и они сразу заряжали энергией. Малайцы же с утра наоборот слегка хмурые, чем-то озадаченные, и лишь явный интерес взгляда без эмоций возникает у них, когда видят проезжающего иностранца. Здесь полно варанов, их можно лишь услышать где-то в кустах  или в сумерках, охотившимся за добычей, а вот дороги ими просто засыпаны. Так же в этой стране Сашу часто угощали, то пожилая пара, когда-то путешествующая, угостила обедом, то китайская пара пригласила в кафе, а один малайзиец пригласил ночевать.


После Саша перелетел в Таджикистан, побывал в Узбекистане и Казахстане. Было много интересного, но это уже другая история и начало для новых путей.