«Евгений Онегин» и тайные отсылки к реальной жизни Пушкина, которые непонятны современному читателю
Роману в стихах «Евгений Онегин» скоро стукнет 200 лет. Многие когда-то очевидные современникам Пушкина строфы уже непонятны людям нашего времени. Анализ таких фрагментов — не чисто филологическое развлечение, но возможность узнать больше о нравах прошлого и жизни поэта.
Когда Пушкин еще не «наше все»
«Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас»
В самом начале произведения есть странная строчка. Одни читатели не понимают ее смысла совсем, другие думают, что здесь автор обращается к героям поэмы «Руслан и Людмила».
Все намного проще: «Руслан и Людмила» была первой законченной поэмой Пушкина, и она расколола читателей на два лагеря. Первые считали, что из-под пера поэта вышла бессмысленная сказка без ярких персонажей, вторые уловили заложенные в произведении тонкие романтические мотивы. В «Евгении Онегине», написанном спустя 13 лет после «Руслана и Людмилы», Пушкин отдает дань тем друзьям, кто принял дебютную поэму, и тонко насмехается над недоброжелателями, которые не верили в его успех.
Герой в потрепанном костюме
«Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет —
И наконец увидел свет»
Что же значит «острижен по последней моде» и слово dandy?
В XIX веке дендизм являлся весьма популярным направлением в моде. Его появлением мы обязаны Англии. Денди отличались хорошим вкусом, чистоплотностью и особой манерой держать себя в обществе. Обязательными деталями костюма были галстук, перчатки, жилетка и фрак, причем последний не должен был выглядеть новым. А потому обычно костюм сначала давали поносить слуге, чтобы придать ткани налет благородной старины. При этом личной гигиене уделялось огромное внимание, перчатки меняли по несколько раз в день.
Стрижки русские щеголи предпочитали короткие, их можно было сделать в парикмахерской буквально за несколько минут, и стоили они недорого.
Приверженность героя моде определялась не только внешним видом, но и поведением. В обществе денди вели себя довольно дерзко. Кодекс предписывал им быть циничными, нарочито холодными в обращении и в то же время опасно эксцентричными.
Сам Пушкин являлся последователем этого направления, отличался экстравагантностью поведения и, по словам современников, был помешан на своей внешности.
Comedy club XIX века
«Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин»
Эти строки не вызывают особого отклика у современного читателя. Фамилия Фонвизина известна большинству из нас только по пьесе «Недоросль», Княжнин и вовсе забыт. Для читателей того времени приведенные выше строфы ассоциировались с главной театральной дискуссией века. Общество бурлило и негодовало... из-за комедии. Одни считали, что это низкий жанр и ее нельзя ставить на сцене. Другие же выступали за ее внедрение в русскую театральную жизнь. (Читайте нашу статью «Правила поведения театрального зрителя».)
Ссоры театральных «группировок» происходили частенько, нередко прямо во время спектакля. Противник комедии во время поклона вполне мог освистать актеров, а враги трагедии кричали прямо во время выступления.
Таким образом, имена Фонвизина и Княжнина здесь абсолютно не случайны, первый был близким другом Пушкина на протяжении многих лет. Писатель ставит его на первое место, потому что он был признанным комедиографом своего времени. Трагик Княжнин намеренно поставлен ниже, чтобы показать важность комедии в театре. Более того, поэт называет его «переимчивым», обращая внимание читателей на вторичность произведений Княжнина и частые заимствования сюжетов французских трагедий. Сумароков же и вовсе не упомянут, хоть был одним из известнейших трагиков того времени. Пушкин четко дает понять, на чьей стороне он в споре театралов.
О женском способе ведения хозяйства
«Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь»
Так описывается быт Прасковьи Лариной — матери Татьяны и Ольги. Кажется, ничего примечательного, обычная деревенская жизнь. Смущает разве что словосочетание «брила головы» — помещица работала парикмахером?
На самом деле во времена Пушкина «брить лбы» означало сдавать крестьян в рекруты. При зачислении на военную службу любому солдату в обязательном порядке сбривали надо лбом волосы, чтобы в случае побега того было легко узнать. Рекруты чаще всего должны были служить пожизненно, так что желание избавиться от повинности было вполне объяснимо.
Дворяне могли в любое время года сдать любого из своих крепостных в возрасте от 20 до 35 лет в солдаты и получить за них зачетные квитанции, которые можно было предъявить в следующие наборы, обезопасив тем самым оставшихся крестьян.
Нередко эти квитанции продавали за огромные по тем временам деньги — 570 рублей. Для сравнения, за 200 рублей в год можно было снять хорошую квартиру с шестью комнатами. Рекрутские квитанции покупали дворяне, которые не хотели расставаться со своей рабочей силой. Подобная торговля была противозаконна, но при этом очень распространена.
Пушкин иронизирует по поводу «обычных» методов ведения хозяйства у дворян. Кстати, в первоначальном варианте крепостническая практика старшей Лариной была подчеркнута резче: «Служанок секла, брила лбы».
Кто на самом деле виноват в смерти Ленского
«Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет»
Вопрос о том, почему Онегин все-таки убил Ленского, возникает у каждого читателя романа. Кажется очень странным, что Евгений просто не выстрелил в воздух, ведь он точно не хотел убивать друга.
Пушкин сам был известным дуэлянтом, поэтому точно прописал все правила поединка в романе. Для современников все было ясно, хранители дуэльной традиции прекрасно понимали, что Онегин стал заложником ситуации. Главным виновником смерти Ленского, как ни странно, является его секундант Зарецкий. Задачей последнего было любой ценой предотвратить дуэль. Согласно кодексу чести и правилам проведения дуэлей, именно он должен был предложить героям перемирие перед поединком и мог «аннулировать» кровавую бойню после того, как Онегин опоздал на дуэль. Вместо этого Зарецкий без разговоров заставляет друзей стреляться. Также он отмеряет расстояние в 32 шага, с которого противники должны одновременно стрелять друг в друга. Такой вариант поединка был самым опасным, и часто дуэлянты убивали друг друга.
Таким образом, Пушкин обращает внимание общества на строгие правила дуэли, не позволяющие главному герою противостоять жестокой традиции.