Правила жизни робинзона с острова из пластикового мусора
«Моя Планета» беседует с жителями самых разных уголков мира, чтобы узнать, что для них важно в жизни.
В конце 90-х Ричарт переехал в Мексику из Великобритании. Десять лет назад из 150 000 пластиковых бутылок Ричарт построил свой первый экопроект — плавучий остров. И поселился на нем.
Больно смотреть, сколько мусора оставляют после себя люди, я имею в виду не только то, что они выбрасывают прямо на улицу, а еще и какой за человечеством тянется мусорный след. В ТИхом океане за несколько последних десятилетий сформировался новый континент — целиком состоящий из мусора! Его так и назвали Восточный мусорный континент или Большое тихоокеанское мусорное пятно. Подробнее о нем — в материале «Моей Планеты».
Я более 20 лет мечтал жить на своем острове. И так же сильно мечтал найти решение — как повторно использовать многие материалы. По-моему, мне пришла в голову неплохая идея. (Читайте истории других робинзонов в нашей статье «Современные робинзоны»).
Я беру пластиковые бутылки на больших свалках и в мусорных контейнерах. Пустые бутылки скрепляю между собой и укладываю в сетки для фруктов. Помещаю все это в деревянный каркас, сверху — пленка и дощатый настил. Поверх настила насыпан песок и ил со дна. Получается что-то вроде сэндвича. Ультрафиолет не попадает на пластик и не разрушает его.
Я возвел довольно высокий дом с джакузи, посадил мангры — они быстро прорастают, скрепляя корнями платформу, стабилизируют и дают тень.
Мой остров построен на 70% из повторно используемых материалов, я назвал его Джойскси.
Остров Джойскси с садом — это уже третий мой остров. Два первых разрушило ураганами. Сначала я робинзонил у материкового побережья Мексики, а потом перебрался на Исла-Мухерес.
Почему именно Исла-Мухерес? Во-первых, это единственный остров в мире, называемый островом Женщин. Посмотрите на карту — очертания острова похожи на рыбу. Голова — на самом юге, где на скалистом мысе стоит древний майяский храм. Сюда приходили девушки вместе с шаманом встречать солнце и молиться о наступлении беременности. А север острова похож на хвост рыбы: хвост двигается, поэтому все танцуют (дискотеки и основная масса отелей расположены именно здесь). А вот мой Джойскси — в самом чреве… беременной рыбы. Надежно защищенный от штормов и невзгод.
На Джойскси за несколько лет вырос сад: пальмы, фруктовые деревья, травы, помидоры, дыни, лимоны...
Маленький островок с приземистым домом, где я сейчас живу, можно подтянуть на веревке вплотную к большому, а можно отпустить подальше. Этот островок я построил недавно.
Все удобства я перенес в новый домик. Он полностью автономен, тут есть спальня, кухня с газовой плитой, солнечные панели, ветрогенератор, компостный биотуалет и душ. Биотуалет дает удобрение для деревьев, а под платформой в тени острова поселяются подводные обитатели — новая экосистема.
У меня тут устроен сбор дождевой воды, зачем покупать воду, если она льется с неба?
Это странно, что песок под вашими ногами качается, но не бойтесь, мы не провалимся в море.
Со стороны может показаться, что это отдых — жить на своем райском острове. Но физической работы очень много — особенно в первые годы.
Мой дом построен из фанеры, бамбука, дерева, пальмовых листьев и ткани, в тропическом климате материалы быстро портятся. Недавно большой дом рухнул. Волны от проходящих лодок болтали платформу в разных направлениях и постепенно сместили основание дома.
У меня две взрослых дочери, два сына и семь внуков. Раз в три года я езжу в Англию, родные иногда приезжают ко мне.
В марте 2013-го через интернет я познакомился с Джоди, бывшей топ-моделью. Мне было 60, ей 47. Мы понравились друг другу, а жизнь в тропическом раю на собственном острове показалась ей заманчивой. Мы были счастливы. Теперь я живу один.
Я зарабатываю музыкой (пою собственные песни) и искусством. Демонстрирую свой плавучий арт-объект туристам. Раньше на берегу стоял мой плот на восемь человек (тоже из бутылок) и объявление.
За 50 песо люди получали экскурсию, кекс «от Ричарта Соуа» из солнечной печки и ямайский чай (каркаде). О, я забыл предупредить: чтобы мой кекс приготовился, нужно не меньше года (смеется).
На прошлой неделе мой остров отнесло к берегу и кто-то его ограбил. Первый раз такое случилось. Украли инструменты и веревки. Не знаю, кто это сделал. Мы с друзьями переместили остров в надежное место. Огромное облегчение!
Человек, живущий на острове из мусора, многим кажется по меньшей мере странным, но у меня более либеральный взгляд. Мы вместе с моим островом приспосабливаемся к меняющимся обстоятельствам жизни.
Что самое трудное? Не все меня понимают и поддерживают. Но вера и помощь друзей помогают оставаться в хорошем настроении. Моя философия: входите как чужие, а расставайтесь как друзья.
Я свободен и потому счастлив. Здесь огромный простор для творчества архитектора и художника, а если надоест стоять на одном месте, я перемещу мой дом туда, где мне нравится.
Человек может жить в гармонии с Землей: меньше потреблять, использовать мусор, строить такие острова. Они создают тень для кораллов, гибнущих от глобального потепления, и новые места для перенаселенной людьми планеты.
Я пробовал собирать деньги на создание таких эко- и арт-объектов, как мой остров, но не слишком успешно.
В жизни есть взлеты и падения. Но самое главное в ней — мир, мудрость, любовь и наполненность радостью.
Каждый пытается найти путь в рай. Люди, откройте глаза и смотрите!
Фото и текст: Марина Клочкова