Жизнь в поместье железного века детально восстановили археологи
Исследователи из израильского Университета Бар-Илан восстановили детали быта в железном веке на раскопках в Тель-Этоне — это холм на юго-востоке Израиля, где спрятаны руины древнего поселения. Там археологи откопали большое двухэтажное здание под номером 101. Это был настоящий особняк своего времени: добротные стены, множество комнат, сотни разбитых кувшинов и мисок. Дом погиб в огне в конце VIII века до нашей эры, когда на эти земли пришли ассирийцы со своей армией. Пожар законсервировал быт: все вещи остались лежать там, где их застала катастрофа. Исследование опубликовали в журнале Cambridge Archaeological Journal. Ранее археологи узнали, чем питались скифы.

Профессор Ави Фауст и его команда внимательно изучили планировку здания и поняли: там жила большая семья из трех поколений. На первом этаже, прямо напротив входа, обнаружилось помещение, которое явно отличалось от других. Это была самая большая комната в доме. И единственная на первом этаже, где люди именно жили и спали. В остальных комнатах первого этажа держали припасы, мололи зерно или готовили еду. Спальни остальных членов семьи находились наверху, на втором этаже. Ученые сделали простой и логичный вывод: пожилой паре было трудно несколько раз на дню карабкаться по лестнице. Поэтому им выделили самые лучшие апартаменты внизу.
Из этой комнаты открывался отличный обзор на весь двор и все входы. Патриарх рода, сидя на почетном месте, видел каждого, кто входил и выходил из дома. Он мог контролировать все, что происходит в хозяйстве, и встречать гостей, не вставая с кресла. Кстати, обломки этого кресла археологи тоже нашли — говорят, оно было массивным и внушительным, сделанным из кедра. Также мы рассказывали, как выживали зимой в Средние века.

В той же комнате стояла необычная ванночка для ног. Такая вещь в древности была признаком статуса: омовение ног устраивали важным визитерам. А матриарх семьи, судя по расположению соседних помещений, заправляла всем женским хозяйством. Рядом с ее комнатой были огороженный двор и помещение с большим ткацким станком. Бабушка следила за детьми, готовкой и ткачеством — то есть управляла всей повседневной жизнью дома.
В Израиле железного века людей хоронили без особых опознавательных знаков, да и могильники сохранились плохо. А тут перед учеными предстал живой дом со всеми его обитателями.













