Что вы знаете о сето?

Живет в Псковской области очень маленький народ, всего 196 человек и называется этот народ сето.
Впервые  1817 году про сето писал немецкий путешественник Шлегель, назвав сето псковскими эстами, т.е эстонцами. Чуть позже их стали называть полуверцами, за то что в их вере смешались язычество и православие.
Основная часть народа сето (около 10 тыс человек) на сегодняшний день живет в Эстонии, а в России осталась лишь очень малая его часть. Согласно Атласу ЮНЕСКО за 2009 год народ сето находится на грани исчезновения.


Куда же делся целый народ? После распада Советского Союза очень много сето оказалось в Эстонии. Молодежь, выросшая в России, стала уезжать на учебу в Эстонию и многие так и остались там жить. Когда граница между Эстонией и Россией оказалась закрыта вдруг выяснилось, что во многих семьях часть жила на российской территории, часть на эстонской и тогда в  1996 году Эстония открыла границу для сето, желающих переехать туда на ПМЖ, в результате чего еще одна часть сето покинула Россию.
Совсем маленькая часть российских сето живет в Красноярском крае, куда их предков выселила Советская власть в годы раскулачивания, ибо сето всегда были зажиточными крестьянами.


Сейчас в деревне Сигово, Печерского района в подлинной усадьбе сетусской семьи Кюлаотс работает единственный в России музей народа сето.

 
 
 
 
Встретила нас в музее очаровательная Малле, вернее Малле Николаевна. Жалко к рассказу невозможно приложить певучий с интересным выговором голос нашей гостеприимной хозяйка. Все, что дальше будет рассказано записано с ее слов.


 Сето - земледельческий народ, они выращивали зерновые культуры, лен, держали скот. Кстати, в подсобных хозяйствах сето никогда не держали коз, козу они называли "коровой для бедных" и даже если не было сил держать корову, то козу все равно никогда не заводили. Вероятнее всего, коза напоминала сето черта - рога, борода, копыта и потому они не хотели держать такое чудовище в своем дворе.


Основной культурой, которая хорошо росла там, где жили сето был лён. Ручная обработка льна дело очень трудоемкое и вот перед нами оригинальная деревянная льномялка на конной тяге, сделанная руками мужчин сето.

А появление этой льномялки имеет очень интересную историю. В начале прошлого века в село, где жили сето, приехал немецкий представитель завода, производящего подобные агрегаты, правда из металла. Привез этот коммивояжер с собой много красивых рекламных журналов с картинками той самой льномялки и раздал местным мужикам, чтобы полюбовались да купили сей чудо-агрегат. Да только ошибся купец, не стали мужики у него ничего покупать, а рассмотрели хорошо картинки, подумали-подумали и собрали свою такую же льномялку, только деревянную.  Кстати, работает она до сих пор, были бы лён и лошади.

 
 
 
 
Это амбар, где хранились различные продукты и посуда для их приготовления.

 
 
 
 
 
Здесь же в амбаре стоял деревянный божок Пеко , помните я писала, что в их культуре смешивались и язычество и христианство.

 
 
 
 
Молились этому богу что бы урожай был, что бы скот охранял, а у кого по осени был самый маленький урожай тому переходила эта фигурка на будущий год.

 
 
 
 
А это уже дом, в котором жила сетусская семья.

 
 
 
 
 
В такой комнате жила обычно женщина, тут же висит люлька для младенца и стоит прялка.  Люлька подвешена на специальной большой жерди так, что, уходя готовить еду на кухню мать могла ее развернуть к себе.

 
 
 
 
 
Думаю, вы обратили внимание на национальный наряд Малле и на ее украшения. Украшения у женщин сето делались из серебряных монет и их вес доходил до 6 килограммов! Как говорят в народе "женщину сето сначала слышно, а потом уже видно"
Ожерелья носить девочки начинали с пяти лет, а когда девушка выходила замуж, то после венчания крестная надевала ей фибулу (символ материнства), которую та носила до появления внуков.  Вообще делать монетные ожерелья было запрещено, поскольку для них использовали действующие на то время монет, однако в деревнях и селах их все равно продолжали делать, ибо традиции сильнее любых запретов. Чем больше монет в ожерелье, тем богаче невеста.

 
 
 
 
В каждом доме обязательно был ткацкий станок. Этот станок и сейчас действует и если вы приходите в музей с ребенком, то ему дадут попробовать себя в роли ткача. А вообще ткачество было обязательным умением всех девушек, потому что к свадьбе у нее должно было быть определенное количество приданного.

 
 
 
 
 
Обязательным элементом одежда и украшений дома была вышивка. Учитывая, что в основном сето были неграмотными, читать и считать не умели, сложно даже представить, как им удавалось составлять сложные узоры.

 
 
 
 
Национальная одежда сето. Это рябик - женский кафтан, его носили примерно так, как мы сейчас носим пальто.

 
 
 
 
Женский костюм обязательно украшался вышивкой и вышитые узоры никогда не повторялись.

 
 
 
 
Одной из "валют" сето были варежки. Каждая женщина сето должна была иметь в доме не менее 50 пар вязаных варежек. Варежки были самым удобным подарком на любой случай. Варежками можно было расплатиться за мелкие услуги и даже ответить на предложение руки и сердца. Сейчас варежки можно купить прямо в музее, хоть себе, хоть кому-то в подарок. Вяжут их так же, как сто лет назад, с теми же народными узорами.

 
 
 
 
 
Ну и еще немного интересного о сето.


В Эстонии, где живет основная часть сето, постоянно проходят народные праздники и раз в год выбирают короля сето.
А выбирают короля совершенно необычно. Все желающие стать королем становятся в линейку и за каждым из них выстраивается "ручеек", чей "ручеек" длиннее  тот и король)))
Ну а поскольку в стране демократия, то в прошлом году у сето была королева. Король награждается посохом и обязан присутствовать на всех национальных праздниках и мероприятиях.

Адрес: Псковская обл., Печорский р-н, п/о Залесье, д. Сигово