Моя Планета

Из Волгодонска в Грузию. Окончание

Предыдущие части рассказа:
Часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6 часть 7

День 10. Пятница 9 января 2015 г. Баку (AZ) — г. Беслан (RU)

После заправки мы монотонно двигались в сторону Каспия. С приближением к побережью ночной ветер только усиливался. Решено было дотянуть до Баку, в пригородах которого остановиться на пару часов сна в каком-нибудь недорогом мотеле. Но мотелей нам не встречалось. С обеих сторон трассы к городу тянется какой-то бесконечный каменный забор с синей подсветкой. Ночь. Дорога пуста. Никаких признаков мотеля впереди.
Усталость и озлобленность нарастают. А за бортом творится что-то неописуемое. 150 лошадей субару противостоят боковому штормовому ветру с моря. Иногда кажется, что нас снесет с дороги.
На одной из развилок стоит патрульная машина. Останавливаюсь, иду к ней.

Спрашиваю, где мотель. Ветер уносит мои слова. Жестами и криком объясняемся с полицейским. Вроде как через 3 км будет что-то похожее.

Мотель видим, но он на другой стороне и отделен бетонной разделительной. Чтобы подъехать к нему, кружили почти 20 км. Подъезжаем. Номера есть только 2-местные. В рублях по курсу около 12 тыс. за ночь. Не верим своим ушам. Мальчик говорит, что где-то на рынке возле Баку (обратно 15 км) есть ночлежка дешевая. Что за ночлежка неизвестно. Принимаем решение ехать дальше.

Поспали на заправке. Сегодня нам предстояло пересечение границы Азербайджана и въезд в Россию со стороны Дагестана. Никто из нас никогда не был в этих краях. В Махачкале однажды была только Диана, но до Махачкалы ещё надо было добраться. Примерно через час движения все спящие в салоне проснулись.

Мы проезжали города с весьма своеобразной и узнаваемой архитектурой. К сожалению вся фототехника, с момента перехода границы осталось нерасчехленной. Я иногда «щелкал» на телефон, но этого оказалось очень мало, чтобы передать самобытность и разнообразие новой азербайджанской архитектуры.

На выезде из Азербайджана мы уже не встретили актов злоупотребления служебным положением. Все в рамках правил. Когда проверка документов и досмотр закончились, меня пригласили в будку к таможенникам.

Начались вопросы о причине моих частых поездок в Армению в 2011 году. Я напрягся. И начал сухо отвечать на вопросы, готовясь к худшему. Но худшего не произошло. Объяснив причину служебными командировками на Армянскую АЭС, уже через 10 минут мы уже задушевно общались о Волгодонске и Ростовской АЭС.

Но анкету пришлось заполнить (заполнял офицер слева от меня). Процедура неприятная, но обязательная. Вскоре мне предложили чай и конфеты. Под конец беседы, уже окончательно осмелев, я решился спросить:

— У вас с Арменией до сих пор все сложно? Граница закрыта?
Тот, который заполнял анкету, перестал писать и уткнулся взглядом в стол, а офицер, задававший вопросы, пристально посмотрел на меня. Повисла напряженная пауза.
— Армянцы наши враги, — зло произнес тот, что задавал вопросы и, повернувшись ко мне, натужно улыбнулся.
— Понятно, — примирительно добавил я, — Ну, а если я захочу поехать в Азербайджан?
— Проблем не будет, приезжай, есть что посмотреть.

И уже в два голоса офицеры стали называть места, обязательные для посещения.

***

На границе с Россией все прошло без сюрпризов. Завожу мотор и медленно вкатываюсь на территорию РФ.

УРАААА! МЫ В РОССИИ!!!!

Я вновь испытал чувство детского восторга и радости возвращения на Родину (хоть Дагестан назвать своей родиной могу весьма условно, для меня родина — это Урал, где я родился). Но это Россия! Своя страна! И это чувство невозможно объяснить!

Дальнейший путь пролегал по территории Дагестана вдоль Каспия. До Дербента двигались практически без остановок. Общались, вспоминая нашу встречу в Мтацминде, поездку в Мцхету, незабываемую ночь в Телави и недавний переход границы. Все это под Romantic Collection и монотонный вой шипов по асфальту.

В Дербенте сделали короткую остановку возле знаменитого замка (в сам замок не поднимались), потом ещё одну остановку попить кофе на заправке. К Махачкале подъехали, когда начало уже смеркаться. Теперь, чтобы завести Таню и Диану домой в Осетию нам нужно было повернуть на Запад в сторону гор и Чеченской республики. Беспокойный Каспий остался за спиной. Когда въехали в приграничный Хасавюрт уже совсем стемнело. Границы Республик пересекли без остановок. Движение на трассе Махачкала — Ростов-на-Дону достаточно оживленное.

Чечню проехали в темноте. Отстроенная заново Республика играла многочисленными огнями. Особенно красив был ночной Гудермес. К сожалению, не удалось увидеть знаменитую мечеть «Сердце Чечни» в Грозном, так трасса проходит в стороне от столицы Республики.

Останавливаемся возле дома. Таня забирает сумку и, улыбнувшись, говорит:

— Не уезжайте, я сейчас.
Спустя 5 минут возвращается с горячими осетинскими пирогами и бутылкой «Багратиона».
— Это вам от мамы, — улыбается она.
Благодарим. Прощаемся. Обнимаемся. Грустно, но обещаем вернуться.
Дальше Беслан. В Беслане у Дианы дом.
— Вот, доставили вам дочь в целости и сохранности, — отрапортовал я маме.

И родные Дианы встречают нас, как родных! Накрывают стол и предлагают душ.

Загнав машину во двор, я понял, что ехать дальше нам сегодня было уже нельзя.

Дальше было застолье, на столе осетинское легкое пиво, осетинские закуски, осетинские пироги, осетинская вкусная водка и прочая, и прочая, и прочая. Ужин прошел в рассказах о наших приключениях.

День 11. Суббота 10 января 2015 г. Беслан — г. Элиста

Утром посмотрел информацию по Крестовому перевал: перевал до сих пор закрыт! Когда откроют неизвестно! Объявляю об этом за завтраком: мол, вот какие мы молодцы, не стали ждать у моря погоды, а поехали через Баку, и все успели на работу!

Начали собираться в дорогу. Было немного грустно. Путешествие подходило к концу. Неожиданные приключения — тоже. Диана всем нам вручила подарки: хваленую осетинскую водку и домашнюю осетинскую чачу.

Тепло попрощались с Дианой и её родными. Я завел мотор и стал медленно выкатываться на дорогу. Диана, мама и братья ещё долго махали нам вслед. Форестер рыкнул, издав торжественно-прощальный сигнал, "БИ - БИИП — БИИИИИП", рванул на Пятигорск.

В Пятигорске проехались по центру, заглянули на место дуэли Лермонтова, затем подъехали к Цветнику, где попили минеральной воды разной степени полезности (вонючести), поднялись к знаменитому Пятигорскому орлу и ротонде. Умяли в машине осетинские пироги с чаем и поехали дальше.

День 12. Воскресенье 11 января 2015 г. Элиста — г. Волгодонск

Около полуночи добрались до Элисты. У своего подъезда фотографирую счетчик: 3495,9 км. Выхожу из машины, многоквартирный дом спит. Тишина. Глубокая январская ночь.

Ну вот и все. Маршрут пройден. Очередное путешествие окончено. Невинная затея прокатиться на новогодние праздники в Тбилиси обернулась познавательным путешествием с приятным знакомством и неожиданной сменой маршрута.

Что мне дало это путешествие?
Новых друзей и новые планы!

Об автомобиле:

Субара отработа на все 100%, ни разу не подвела. Но салон обеспечивает максимальный комфорт и удобство только для водителя и трех пассажиров. Впятером путешествовать на данном авто напряжно.
По приезде обожаемой Субаре были оказаны максимально возможные знаки внимания и ухаживания: замена жидкостей, чистка салона, стирка чехлов.

Колесо, залатанное в Мцхете, пришлось выбросить. На СТО в Волгодонске шиномонтажник сильно удивился тому, как мы вообще смогли на «таком» колесе проехать почти 2000 км.

Проехали и доехали! В этой поездке много случалось такого, чего не объяснить.

После возвращения казалось, что Кавказом мы пресытились и пора переходить на Европу или внутрироссийские маршруты (Алтай, Байкал, Дальний Восток).

Но… Но чем больше времени у меня уходило на работу над этим отчетом, тем больше я приходил к пониманию, что на Кавказе у меня осталось незавершенное дело.

А как говорила Фея-крёстная из популярного в этом сезоне в Москве мюзикла «Все о Золушке»: «В делах незавершенку не люблю!»