Евгений Гиренок
9 марта 2020
210

Как нас приняли за шпионов | Без наличных на Тихом Доне

  • *Для тех, кто не видел видео)

 

Продолжение рассказа о поездке на Гранте вдоль Дона от истока до устья. Начало ЗДЕСЬ, ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

От Верхнего Мамона до устья Дона по прямой чуть более четырехсот километров, но как раз в этих краях Дон меняет свое направление и устремляется в сторону Волги, поэтому нам ничего не оставалось как последовать за ним. Как только наша Гранта пересекла границу Ростовской области, мы ушли с федеральной трассы М4 на сеть тоненьких местных дорожек с весьма посредственным асфальтом среди бескрайних степей.

Если так разобраться, то мои познания об этом крае весьма скудные и сформированы в основном еще в детстве под влиянием художественной литературы о временах гражданской войны. Естественно, что это было еще при советской власти, и литературные произведения тогда имели сильно выраженные идеологические акценты. Но если их отбросить, читая того же Шолохова или Серафимовича, то вполне ясно можно себе представить, какой уклад жизни был в здешних местах в начале прошлого века. А глядя на современные станицы, понимаешь, что и сейчас здесь все отличается от более привычного нам городского ритма.

Дон в моем представлении всегда неразрывно связан с жизнью людей, традиции, обычаи, мировоззрение которых складывались веками – казаков. Хотя, наверное, я бы затруднился в двух словах объяснить, что подразумевается под этим понятием. В своем городе мне достаточно часто приходится видеть людей в старорежимной синей форме с золотыми погонами, но вот общаться как-то не доводилось. Для себя я понимаю, что современные казаки являются потомками особого сословия дореволюционного российского государства, но также и осознаю, что крайне мало знаю об их сегодняшней жизни.

Между тем, донские станицы даже внешне отличаются от привычных мне тульских и рязанских сел – по-другому выглядят дома жителей, их расположение, детали отделки. Поэтому мне всегда любопытно подмечать для себя эти маленькие отличия, тем и интересны новые места. Хотя ехать по пустым дорогам от станицы к станице довольно скучновато. Пейзаж монотонный, степной, лишь кое-где встречаются перелески, да иногда дорога петляет среди невысоких холмов и оврагов. Трафик минимальный, по большей части встречаются зерновозы да сельскохозяйственные грузовики.

Невольно обратил внимание на то, что в легковом автопарке преобладают отечественные автомобили, особенно много нивасов, но может это нам просто так попадались. Я не люблю делать какие-то общие выводы из нескольких частных наблюдений, в конце концов, невозможно быть объективным, бросив мимолетный взгляд из окна, проезжая мимо. Но мне подумалось, что, если бы пришлось жить в этих местах, я бы тоже предпочел иметь внедорожник. Хотя, в общем-то, мы перемещались на своей Гранте достаточно комфортно – просто разгоняться больше девяноста уж точно не хотелось.

В станице Казанской мы в очередной раз встретились с Доном – здесь это уже величавая река, неторопливо, но мощно катящая свои воды. Тот самый Тихий Дон, известный, наверное, каждому жителю России хотя бы по знаменитому фильму. Не так давно в Казанской был построен новый мост, значительно облегчивший жизнь местным жителям – раньше тут использовался понтонный мост, который функционировал только в летнее время, а зимой была ледовая переправа. Ну, а в межсезонье перебраться на другой берег можно было только через 70 километров, в Вёшенской.

Примечательна конструкция моста – средняя часть у него подъемная, что делает возможным проход по реке достаточно больших судов, хотя сейчас это не очень актуально, наверное. Судоходство на Дону в наше время, конечно, не сравнится с эпохой развитого социализма, сейчас даже и говорить не приходится о тогдашних объемах. Однако в руководстве области не теряют оптимизма и полны планов – именно поэтому и был построен первый в регионе мост с разводным пролетом.

Мы немного покатались по станице, подивившись чудной организации движения – навигатор у нас не смог разобраться в хитросплетении кирпичей и односторонних направлений, но поскольку Казанская все же не очень большая, то мы достаточно быстро выбрались обратно на дорогу и поехали в Вёшенскую.

Наверное, нет нужды лишний раз рассказывать, что эта станица плотно связана с именем Михаила Шолохова, и здесь находится целый музейный комплекс писателя. Честно сказать, я не любитель таких попсовых мест, где обычно собирается много народа – типа как в Константиново у Есенина. Однако в Вешенской было тихо и безлюдно, и мы с удовольствием прогулялись по центру и набережной – на самом деле, здесь очень красиво и сделано все с большим вкусом. Не знаю, конечно, как это выглядит при наплыве туристов, но здесь есть на что посмотреть.

Дон тут просто роскошен – хотя в сгустившемся тумане он почему-то напомнил мне Свирь в Ленинградской области где-нибудь в районе Лодейного Поля. Я понимаю, почему творческие люди всегда предпочитали жить в таких местах – здесь сама природа выступает соавтором, активно участвуя в творческом процессе и вырывая человека из цепких лап суеты и обыденности. Здесь душа наполняется восторгом и обостряются чувства, здесь проникаешься мыслями о вечном и наслаждаешься величием пейзажа.

Правда, подъехавшая полицейская машина сразу вернула меня на землю. Стоило нам запустить квадрокоптер, как мчсники на своей базе на берегу начали заинтересованно поглядывать в нашу сторону, а через несколько минут появились полицейские. Они не выходили из своего Патриота, просто связались с кем-то, и судя по всему, пробили номера нашей Гранты. Никаких репрессий к нам не применялось, никто и слова не сказал, просто вот эта спокойная движуха показала, что у людей все под контролем. Но, видно, они удостоверились, что мы типы безобидные, потому что так же спокойно развернулись и уехали.

Но какое-то возвышенное настроение уже сдулось без остатка, поэтому без особых восторгов мы бросили прощальный взгляд на Григория и Аксинью, как бы символов Вёшенской, и, погрузившись в машину, отбыли в сторону Калача-на-Дону. Конечно, по логике надо было бы съездить в городок Серафимович ниже по течению, но посмотрев по карте, какой придется сделать крюк, мы поняли, что приедем туда в глубокой темноте, и не то что Дон не разглядим, но и сам город не увидим. Тем более, что по описанию он очень маленький, около пяти тысяч населения, хотя примечателен тем, что в нем сходятся три реки – Дон, Хопер и Медведица. Не знаю, насколько верным было решение не ехать туда, возможно, мы действительно упустили что-то важное и интересное, но время нас поджимало.

На выезде из Вёшенской мы увидели топливную заправку, где, помимо бензина, был газ, и возрадовались – пополнить его запасы нам было просто необходимо, а учитывая малолюдность этой местности и редкость даже бензиновых станций, мы посчитали это удачей. Но радость немножко омрачило то, что на этом красивом и современном комплексе не принимали оплату по картам, только наличные, и нам пришлось еще немножко погулять по станице в поисках банкомата.

Конечно, с нашей стороны было глупо отправляться в путь вообще без наличных, но мы перед стартом впопыхах продуплили этот момент, а потом стало интересно посмотреть, что получится. В конце концов, я даже не говорю про европейские поездки, но мы же смогли несколько дней кататься по Беларуси, есть, пить и ночевать в гостиницах и при этом так и не увидеть местной валюты, везде расплачиваясь картой. Я даже специально потом попросил своего минского друга, чтобы он показал мне белорусские рубли. Ну а тут опыт пришлось признать неудачным – без кэша никак не обойтись даже, в общем-то, во вполне обычных населенных пунктах, не говоря уж о каких-то медвежьих углах.

Но до Калача добраться мы так и не смогли в этот день. Стоило нам отъехать километров двадцать от станицы, как мы попали в такой жестокий туман, что в нем даже обочину почти не было видно. Скорость передвижения упала практически до минимальной – ближний свет фар с огромным трудом пробивался сквозь белесую пелену, а при включении дальнего вообще становилось невозможно ехать, ты просто упирался в ослепительно белую стену. Мне даже вспомнилась история, которую обсуждали несколько лет назад, когда в подобном тумане водители двух встречных машин ехали наощупь, высунув голову в окно, и стукнулись лбами.

Но, по счастью, у нас все же ситуация была попроще, и примерно через час движения в этом молоке начали появляться ощутимые просветы и можно было чуть ускориться. Но все равно, до полной ясности было далеко. Места здесь были вообще безлюдные, лишь изредка во тьме проплывали какие-то населенные пункты с одним-двумя горящими фонарями, а так ни машин, ни людей. За почти полторы сотни километров нам даже десятка встречных автомобилей не попалось. Но зато дорожное покрытие было идеальным – новенький асфальт с ярко-белой разметкой, обозначенные обочины и повороты, если бы не туман, можно было бы вполне наслаждаться жизнью.

Но когда мы наконец выскочили к цивилизации в районе Суровикино, то поняли, что сил ехать дальше уже нет и решили остановиться на ночлег в первом попавшемся месте. А попался нам даже не мотель, а кемпинг, где за смешные деньги мы получили вполне приемлемый номер и просто рухнули спать. Назавтра нам предстояло доехать до Калача и Пятиморска, побывать в Цимлянске и, если повезет, к вечеру добраться до Азова. Забегая вперед, скажу, что все получилось…

Продолжение обязательно будет…

Спасибо за просмотр и удачи на дорогах

Комментарии
Здесь пока никто не написал =(
Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
В эфире
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Моя Планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
Телепрограмма телеканала «Живая планета»
10:25
Украденный Ван Гог
11:30
Планета на двоих. Азербайджан
12:20
Кавказский пленник. Абхазия. Страна души
10:15
Недетские вопросы. Звери заражают людей
10:45
Осень. Мир, полный красок
11:40
Звериный репортёр
Каждый мечтатель знает, что абсолютно реально скучать по месту, где ты никогда не был даже больше, чем по тому, где былДжудит Турман