Один день в Куско
Куско - бывшая столица империи инков. Много о ней рассказано и я туда же.
Если в первый раз прилетела сюда самолётом из Арекипы, то второй заезд случился через несколько лет автобусом. Тут пришлось выехать из города Ика и преодолеть Анды
Пожалуй, то была одна из самых сложных поездок. Знала, что путь пролегает через хребет Кордильер, но хотелось снова побывать в полюбившемся регионе, а оттуда через Пуно пойти в Боливию. При подходе к хребту небосклон укрыли грозовые тучи. Солнце садилось и подсвечивало почти ночное небо каким-то люминесцентным сиянием. Огненный цвет гор слепил взор, зажигая пожаром все склоны.
И вдруг вышла радуга аркой над нами. Её фломастерный свет в разреженном сумеречном пространстве казался неестественным. Мы примолкли и прилипли к окнам. Несмотря на виражи, успела ухватить кусочек дуги. Редкое оказалось явление.
Среди пассажиров только я иностранка. Женщины в шляпах котелках и с длинными косами с интересом меня разглядывали. У каждой полосатый заплечный мешок. С узлами они виртуозно справлялась, перекидывая ношу то за спину, то на грудь. Очень импонировали широкие цветные юбки. Местное индейское население доверчивое, легко контактирует. Простой народ везде одинаков.
Кольца серпантина тянулись к вершинам, уже и двум машинам не разъехаться. Движемся у самой кромки обрыва, если посмотреть через стекло, то её не видно, будто по воздуху колесим. Пристегнула ремни и зачем-то уставилась в пропасть. Поднялись высоко, облака опустились вниз и закрыли обзор.
Когда заплакали малые дети, стало ясно, высота. Малыши чувствуют смену давления более остро. Так всегда. Как и в самолёте при взлёте и посадке.
Ливень не заставил себя ждать, да такой силы, что бурные потоки сразу устремились с круч под колёса. Наступила ночь, крутые повороты, свет от редкого встречного транспорта определяется в последние мгновения. Тогда останавливаемся, прижимаемся к краю бездны и пропускаем фуру. Непонятно было, то ли по дороге едем, то ли по реке плывём устремляющейся в прорву.
Оползни преграждают путь, плотные тучи спеленали автобус. Куски скал обрушиваются сверху, разбиваясь вдребезги перед нами. Водители то и дело просят помощи у мужчин для расчистки проезда. На шоферах шапки как я люблю. Тоже куплю для себя.
Только бы ничего не упало на крышу. Двигались медленно. Это была настоящая дорога смерти. На тот момент ощущала себя героиней, а драйверы героически крутят баранку ежедневно. Но эту жуткую трассу дорогой смерти не обзывают. Сейчас бы с удовольствием сменила сей кошмар на руту 40 в аргентинской Патагонии. За что только её именуют смертельной?
Высота мучила пассажиров. Люди теряли сознание, многих тошнило. Спасительные листья коки при себе не имела. Водители раздали спиртовые салфетки, как альтернатива маскам. Две дамы в шляпках попросились на выход, а выходить некуда, только в пропасть. Вновь и вновь под дождём расчищали трассу, терпеливо ожидали подолгу. Я боялась шевельнуться, дышала глубоко. В салоне густо пахло кокой. Осторожно попросила шофёра ехать от края обрыва на полметра, а он посоветовал окно зашторить. Это ж надо было так попасть!
Тысяч на пять уже поднялись, а меня «горняшка» не трогала. Очень важно ни двигаться, ни напрягаться. Лишь бы не встать наверху. Горная болезнь достанет. Никто не спал. Дождик до утра не утихал, работы мужчинам было много.
В Куско всё-таки приехали.
- Мозаичное панно в центре. Осталось от инков
Знакомая картина полосатых цветных мешков и таких же весёлых юбок радовала. Смотрела на всю пестроту и думала, что этой ночью я совершила подвиг, но об этом никто не знает. Табличку, что ли, на грудь повесить?
***
Город стоит на древних фундаментах инков. Их возведения из монолитов удивляют, я ещё прогуляюсь по узеньким городским улочкам. Но до обеда надо успеть на традиционный рынок за некоторыми покупками из шерсти альпаки. Возить их с собой не сложно, они почти ничего не весят. Завтра подамся в Боливию.
Обожаю маркеты артезании - народного творчества.
- Сувенирная имитация чёрных камней Ики
Прилавки завалены качественными вещами, глаза в разбег. Купила всё, как и планировала.
- Здесь сувениры от местных умельцев
Потом взяла такси за сорок солей и отбыла на инкский форпост. В прошлый раз проигнорировала древность из-за кислородной недостаточности, ведь Куско живёт на высоте 3 400 метров, сейчас смогу это сделать. Второй месяц по Андам гуляю. Человек ко всему привыкает.
Куско лежит среди гор. Здесь говорят на языке индейцев кечуа. В восьми километрах вверх от него находятся величественные руины Саксайуамана.
Хорошо сохранилась террасы и сооружения. Всякий раз меня ошеломляют глыбы. Только один вопрос - как они это делали? Будто из пластилина лепили. Ступенчато выложен шлифованный дикий камень, о технике работы с ним придумано несколько версий. Мне нравится только одна - при помощи сока трав размягчали монолиты и складывали из них дома и храмы, после затвердевания все пазухи оказывались заполненными, а валуны уже не разнять. Сколько землетрясений минуло, а постройки стоят. Террасы действительно волнуют воображение. Есть ещё мнение, что инки на эту культуру пришли, как теперь кечуа заняли их место.
- Отель построили так, что древнее жилище оказалось на его территории
В местечке Кенко довольствовалась тоннелями и лестницами, в крепости Пука Пукара высятся крепостные стены. Цитадель комплексное сооружение. Предназначалась для военного гарнизона Инки Пачакутека. Начинал строить сам отец в ХV веке, а заканчивал сын. Времени ушло пятьдесят лет, а ещё через пятьдесят появились испанцы и началось...
Мало того, что происходили стычки с европейцами, так ещё и оспу принесли с собой. Эпидемия выкосила почти всю империю, а ей принадлежало 3 500 000 человек. Конкистадоры захватили ослабленную столицу и полностью её разграбили. В Храме бога Солнца содрали внутри всё золото, где даже стены были обложены золотыми панелями. Фундамент Кориканчи оставили, хоть и завидные у него глыбы.
Вдоль нашего маршрута расположилось поселение с вылепленными на глиняных постройках тематическими рисунками.
Приятно, когда у народа креативное мышление.
Домики показались обаятельными и радостными.
Так бы и рассматривала их целый день.
Хозяйки на полянах ткут яркие пончо, дети же у проезжей части со своими альпаками зарабатывают на фотографии.
А уж вид на Куско отсюда просто головокружительный. Вдалеке монумент Христа с распростёртыми объятиями. Называют его здесь Хесус бланко. После каменных крепостей направились к статуе.
Латинская Америка имеет твёрдое правило. Все поселения от малых до больших городов устанавливают свой поклонный крест или же фигуру Иисуса, как защиту от всякого негатива. Размер и материал изготовления не принципиален. Традиция непоколебима. У нас в старину так же было. Сейчас возвращаемся к тому порядку.
Вернувшись с экскурсии, погуляла по улочкам для удовольствия,
посидела в сквере у стилизованного под инкские купальни фонтана.
Есть и настоящие бани из древности, они меня более привлекают. Такие бесконечные водостоки прекрасно сохранились по всему региону. В них не заканчивается вода, бассейны не переполняются и не затапливают округу, а всё благодаря уникальной ирригационной системе. А самое важное, они никогда не выходят из строя. Шедеврально!
Зарядилась энергией у дремучего памятника легендарному императору Инке Пачакутеку. Он в царских одеждах с копьём и протянутой к людям рукой будто призывает нас к миру. Статуя очень древняя, что видно по кладке постамента. Установлена в честь правителя, превратившего королевство Куско в могущественную империю.
Этим эпизодом закончился день. Завтра снова в поездку. Как здорово жить!