У сопки... на песчаной косе
После Тамбея флагман Северного УГМС "Михаил Сомов" взял курс на столицу Арктики – Диксон. Высадив полярников, которые отправились в отпуск на Большую Землю, судно пошло по Енисейскому заливу. Следующей на пути следования "Михаила Сомова" стала гидрометеорологическая станция второго разряда Северного УГМС Сопочная Карга, которая находится в устье Енисея.
На Енисее полный штиль.
Название могучей сибирской реки происходит от эвенкийского «Ионэсси» — большая река. Место это называется так по приметной сопке на мысу, а «карга» (в некоторых источниках «корга») — песчаная или каменистая коса.
Мыс Сопочная Карга.
"Утром 18 июля начали выгрузку. Здесь строителями нашего управления будет построен новый служебный дом. После сильного шторма 2011 года, когда волнами Енисея, было уничтожено и повреждено несколько хозяйственных построек, старое здание метеостанции находится в опасной близости от берега, всего в 5 метрах.
После шторма 2011г.
Тающий берег.
Морская гидрометеорологическая (полярная) станция Сопочная Карга открыта 2 октября 1939 года по программе 2 разряда и работает без перерывов по настоящее время.
Служебный дом МГ-2 Сопочная Карга.
Станция открыта для изучения гидрометеорологического режима Енисейского залива, для обслуживания морского флота и авиации, производства агрометеорологических наблюдений в районах северного оленеводства вместо станции в п. Гольчиха, которая находилась в 40 км в ВЮВ направлении. Причиной этому было отсутствие достаточной водной поверхности для гидроаэродрома.
Метеоплощадка на Сопочной Карге.
Начальник МГ-2 Сопочная Карга Алексей Быстров.
Начальник станции Алексей Быстров человек деятельный, хозяйственный. Все спорится в его руках.
- Я, наверное, вхожу в число тех счастливчиков, которые любят свою работу и трудятся с полным удовольствием, занимаюсь делом, которому обучался в Санкт-Петербургском гидрометеорологическом университете, получив специальность инженера-метеоролога. Нравится в работе то, что она конкретная и не дает расслабиться, потому что данные, собираемые нами, надо каждые три часа отправлять в Архангельск: о температуре воздуха, атмосферном давлении, уровнях фаз прилива и отлива в Енисейском заливе, видимости и так далее. Очень радует, что наша работа востребована, мы видим, что ее развитию стали уделять больше внимания. У нас на станции начались работы по переоснащению, внедрению новых, современных технологий. Дом вот новый строят нам. А какие места здесь красивые! За мысом Сопочная Карга река выходит в Енисейский залив, ширина которого в отдельных местах достигает 150 км. Такие просторы не забываются. Не в обиду будет сказано почитателям Волги, Дона и других европейских рек, в своей жизни я ничего не видел великолепнее Енисея,– Алексей смущенно улыбается. – А еще нравится, что никто нам не мешает работать. Работы много. Она не кончается. И все идет заведенным годами порядком, требуя от нас дисциплины и ответственности. Со всем этим наш маленький коллектив успешно справляется…
Строительные материалы на Сопочную Каргу.
Работа вертолета по выгрузке стройматериалов на станцию продолжалась до позднего вечера. А потом были незабываемая рыбалка и поздний ужин (или ранний завтрак, времени уже было два часа ночи). И главным украшением стола стала уха из енисейской рыбы. Мы научили местных работников, как приготовить любое блюдо с помощью одного полена. Не нужно разводить костер, ставить рогульки и т.д. Берется большое полено, высотой в полметра, сантиметров тридцать в диаметре и ставится на торец. Дальше оно разрезается вдоль как тортик, но не до самого низа - чтобы оно не распалось на дольки. Прорезей можно сделать сколько угодно.. Потом, в центр деревянного тортика наливается бензин. Всего до появления у нас самой настоящей газовой плиты прошла ровно минута. Еще через десять минут, мы все пили ароматный, пахнущий костром, чай, а на деревянной конфорке уже стояла двадцатилитровая кастрюля с водой для ухи. Огонь никак не нужно было поддерживать, он горел сам по себе - красиво и ровно выжигая полено изнутри, как будто в середине бревна была спрятана хитроумная газобаллонная конструкция. И продолжалось это не пять и не десять минут, а почти час, пока готовилась уха.
Деревянная плита.
Ах, какие живописные лица были у бывалых полярников. Поначалу они недоверчиво шептались, ожидая подвоха, но когда поняли, что подвоха не будет и что их жизнь поделилась на «до» и «после», тут уж излили душу радостными возгласами:
- Ух, ты!
- Никогда о таком методе не слышал!
- Удобно-то как!
Ну и далее в том же стиле.
Разделкой рыбы под чутким руководством Сергея Сливкина первый раз в жизни занимался наш инженер-электроник Саша Речкин. Надо отметить со своей задачей справился на «отлично». Мы пообещали, что расскажем его супруге о вновь открытом таланте. Закладкой ингредиентов, специй, подсолом занимался я сам лично. Чтобы уж нести ответственность, так самому. И вот наступил торжественный момент. Головешка окунается в кастрюлю, наливается 50 граммов спирта. Все, процесс приготовления и священнодействия окончен. Огромный чан снят с импровизированного очага, уха разлита в порционные тарелки. Аромат сразу разнесся по кают-кампании, куда мы все-таки сбежали от надоедливых комаров... А когда за столом сидит столько бывалых рыбаков и охотников, то, конечно же, травят байки. Смех, то и дело прерывал очередного рассказчика. И хоть легли спать поздно, но было какое-то необъяснимое чувство мимолетного счастья…
Куропатка в плавнике
Еще двое суток мы пробыли на Сопочной Карге, погода стояла летняя, температура воздуха достигала +21 градус. Вот тебе и Арктика. К вечеру 20-го числа, закончив все работы, мы снялись с якоря, наш путь лежал обратно на Диксон".
Читайте также
9 декабря 2024
238
7 декабря 2024
797