Вокруг печки
После музея льна в Костроме, о котором я писала в своем репортаже "Синеглазая поросль матушки Земли"
https://moya-planeta.ru/reports/view/sineglazaya_porosl_materi_zemli?utm_source=social
нас ждал ещё один замечательный музей под открытым небом, где собраны лучшие образцы деревянного зодчества ХVI–ХIХ вв.
Благодаря строительству Горьковской ГРЭС, возле стен Ипатьевского монастыря, на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу, появился этот архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества.
Дело было так.
В середине прошлого века, в 1955 году 24 августа всего за 10 часов было перекрыто русло Волги. С понтонного моста грузовики отсыпали специальные железобетонные блоки. Этот день считается днём рождения Горьковского водохранилища, а Волга тогда навсегда изменила своё природное русло.
Выстроенная на Волге плотина поднимала уровень воды и затапливала низину, где была деревенька Спас-Вежи. А там, в деревеньке этой, стояла уникальная деревянная церковь Преображения начала ХVIII века. Ее надо было срочно спасать. Памятник все-таки! Эту церквушку и ещё четыре бани на сваях из д. Ведёрки и вывезли сюда, к стенам Ипатьевского монастыря. Они и стали первыми экспонатами будущего музея.
А тем временем, еще с пятидесятых годов прошлого века, организовывались экспедиции в районы Верхнего Поволжья для исследования и фиксирования построек жилого, хозяйственного и культового назначения в низовьях реки Костромы. Работы эти велись Институтом истории искусств и Институтом этнографии Академии наук СССР, Государственным историческим музеем и музеем русской архитектуры имени А.В. Щусева.
Впоследствии, выявленные памятники русского деревянного зодчества, также становились экспонатами музея. Было принято решение сохранить для потомков архитектуру деревянной Руси. Оживленное строительство в самых отдаленных «медвежьих углах» ускорило перенос срубов. Создание такого музея способствовало не только сохранению уникальных построек, но и их реставрации, а также открыло возможность осмотра посетителями культурного наследия, знакомство с бытом, традициями своих предков.
10 гектаров занимает музей. Идешь, как по небольшой деревеньке с ровными улочками. Тут, вдоль берега живописной речки Игуменки, поставлены жилые крестьянские дома и множество хозяйственных построек: мельницы, амбары, бани, колодцы — всего около 30 памятников деревянной архитектуры Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского районов. Баньки ставили на сваи у реки. Сваи берегли их от подтопления в распутицу.
День стоял морозный, но очень солнечный, точно как по Пушкину "Мороз и солнце, день чудесный!" Ходили от дома к дому, рассматривали детали, наличники, крылечки, двери, резьбу. Искусно же строили. Были срубы и без единого гвоздя. У домов таблички с рассказами о том, чей это дом, особенности строительства, какая артель строила, особенности самого дома и его резьбы.
Домов много обошли. Тут и дом Ивана Александровича Скобелкина, из деревни Стрельниково Костромского района середины ХVIII века; и дом Аксиньи Осиповны Лоховой, из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии) II половина ХIХ в.; и дом Андрея Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 года постройки; и дом братьев Липатовых из деревни Журавлево, Макарьевского района, 1857 года.
Дома Ипатьевых и Серова большие, двухэтажные. Внизу изба с русской печью. Утварь разная. Наверху хоромы, не уступают городским: гостинная, в которой обеденный стол, патефон, самовар, молельная комната, чулан с разной утварью. Да, уж! Это дома богатых крестьян лесопромышленников.
Внутри многих построек представлены тематические экспозиции. Всю крестьянскую утварь, одежду, средства передвижения увидели.
А в бедном крестьянском доме участвовали в прекрасной театрализованной программе «Вокруг печки». У крыльца встретила нас хозяюшка. По всем правилам русского гостеприимства пригласила в дом. Крыльцо, правда, пристроили новое.
Двери низкие в избе, окна маленькие, чтоб тепло не уходило. В красном углу иконы. Печь главная в доме: она и кормила, и лечила, и мыла членов семей. На ней спали стар, да мал, да тот, кто прихворал. На палатях все остальные. Жили все поколения вместе: дед и бабка, внуки, родители внуков. Хозяйка дома - бабка. Когда становилась бабка немощная, бразды правления переходили старшей невестке. Работали много, изнуренно, старились рано, жили недолго. В пятьдесят лет женщина глубокой старухой была.
Всё рассказали о жизни, быте и традициях крестьянской семьи. Предоставили возможность попробовать выполнить различные виды домашних работ: достать ухватом чугунок из печки, погладить белье «деревянным утюгом» — рубелем, пройтись с коромыслом. Хозяйка избы показала тряпичных куколок, которыми не только играли девочки, но куклы эти помогали им с измальства сварить кашу пока мамка в поле. Дитё брало куколку по размеру котелка. По один поясок нужно насыпать крупы, а по другой поясок - налить воды. И в печь засунуть. Томиться там каша будет, пока все не вернутся. Печь с раннего утра затоплена. Топили по-черному. Возле печи женский угол. Женщина хозяйка внутри дома. Мужской угол у двери. Он хозяин всего, что во дворе, вокруг дома. Добытчик, работник в поле. У двери и лавка мужнина стоит. Жена ни-ни, не сядет на эту лавку никогда. Не положено. Зимой тут он ремонтирует все орудия производства, плетет лапти, корзины, чинит сети. Не поработаешь - не поешь. Интересно было узнать, если придет в дом, какая недобрая баба, хозяйка укажет ей мужнину лавку, мол садись. Не сядет, конечно, баба, поймет, что ей "от ворот поворот". Вот так-то.
По окончании программы угостили чаем с пряниками. Да еще и погадали. Пряники в виде фигурок: какая попалась, то и напророчат. Кто медведя вытянул, кто сердечко, кто звезду. Чай вкусный на травах, горячий! С морозу-то хорошо пошло, да и хозяйка приветливо встречала, на мужнину лавку не усаживала, и рассказывала - заслушаешься.
На территории несколько церквей: церковь Собора Богородицы, 1552 г., с. Холм Галичского района; церковь Всемилостивого спаса из села Фоминское; церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец.
Благодаря этому музею не исчезли уникальные постройки, отразившие в себе лучшие традиции нашего деревянного зодчества прошлых веков.