Вокруг печки

После музея льна в Костроме, о котором я писала в своем репортаже "Синеглазая поросль матушки Земли"

https://moya-planeta.ru/reports/view/sineglazaya_porosl_materi_zemli?utm_source=social

нас ждал ещё один замечательный музей​ под открытым небом, где собраны лучшие образцы деревянного зодчества​ ХVI–ХIХ вв.

 

Благодаря строительству Горьковской ГРЭС, возле стен Ипатьевского монастыря, на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу,​ появился этот архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества.

Дело было так.

В середине прошлого века, в 1955 году 24 августа всего за 10 часов было перекрыто русло Волги. С понтонного моста грузовики отсыпали специальные железобетонные блоки. Этот день​ считается днём рождения Горьковского водохранилища, а Волга тогда навсегда изменила своё природное русло.
Выстроенная на Волге плотина поднимала уровень воды и затапливала низину, где была деревенька Спас-Вежи. А там, в деревеньке этой, стояла​ ​ уникальная деревянная церковь Преображения начала​ ХVIII века. Ее надо было срочно спасать. Памятник все-таки!​ ​ Эту церквушку и ещё четыре бани на сваях из д. Ведёрки и вывезли сюда, к стенам Ипатьевского монастыря. Они​ и стали​ первыми экспонатами будущего музея.

А тем временем, еще с пятидесятых годов прошлого века,​ организовывались экспедиции в районы Верхнего Поволжья для​ ​ исследования и фиксирования построек жилого, хозяйственного и культового назначения в низовьях реки Костромы.​ Работы эти велись​ Институтом истории искусств и Институтом этнографии Академии наук СССР, Государственным историческим музеем и музеем русской архитектуры имени А.В. Щусева.

 

Впоследствии, выявленные памятники русского деревянного зодчества, также становились экспонатами музея. Было принято решение сохранить для потомков архитектуру деревянной Руси. Оживленное строительство в самых отдаленных «медвежьих углах» ускорило перенос срубов. Создание такого музея способствовало не только сохранению уникальных построек, но и их​ реставрации, а также открыло возможность осмотра посетителями культурного наследия, знакомство с бытом, традициями своих предков.

10 гектаров занимает музей. Идешь, как по небольшой деревеньке с ровными улочками. Тут, вдоль берега живописной речки Игуменки, поставлены жилые крестьянские дома и множество хозяйственных построек:​ мельницы, амбары, бани, колодцы​ — всего около 30 памятников деревянной архитектуры Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского районов. Баньки ставили на сваи у реки. Сваи берегли их от подтопления в распутицу.

 

День стоял морозный, но очень солнечный, точно как по Пушкину "Мороз и солнце, день чудесный!" Ходили от дома к дому, рассматривали детали, наличники, крылечки, двери, резьбу. Искусно же строили. Были срубы и без единого гвоздя. У домов таблички с рассказами о том, чей это дом, особенности строительства, какая артель строила, особенности самого дома и его резьбы.

 

Домов много обошли. Тут и дом Ивана Александровича Скобелкина, из деревни Стрельниково Костромского района середины ХVIII века; и дом Аксиньи Осиповны Лоховой, из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии) II половина ХIХ в.; и дом Андрея Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 года постройки; и дом братьев Липатовых из деревни Журавлево, Макарьевского района, 1857 года.

 

Дома Ипатьевых и Серова большие,​ двухэтажные. Внизу изба с русской печью. Утварь разная. Наверху хоромы, не уступают городским: гостинная, в которой обеденный стол, патефон, самовар, молельная комната, чулан с разной утварью. Да, уж! Это дома богатых​ крестьян лесопромышленников.

 


Внутри многих построек представлены тематические экспозиции. Всю крестьянскую утварь, одежду, средства передвижения увидели.

 

А в бедном крестьянском доме участвовали в прекрасной театрализованной программе «Вокруг печки». У крыльца встретила нас хозяюшка. По всем правилам русского гостеприимства пригласила в дом. Крыльцо, правда, пристроили новое.

 

Двери низкие в избе, окна маленькие, чтоб тепло не уходило. В красном углу иконы. Печь главная в доме: она и кормила, и лечила,​ и мыла членов семей. На ней спали стар, да мал, да тот, кто прихворал. На палатях все остальные. Жили все поколения вместе: дед и бабка, внуки, родители внуков.​ Хозяйка дома - бабка. Когда становилась бабка немощная, бразды правления переходили старшей невестке. Работали много, изнуренно, старились рано, жили недолго. В пятьдесят лет женщина глубокой старухой была.


Всё рассказали о жизни, быте и традициях крестьянской семьи.​ Предоставили возможность попробовать выполнить различные виды домашних работ: достать ухватом чугунок из печки, погладить белье «деревянным утюгом» — рубелем, пройтись с коромыслом. Хозяйка избы показала тряпичных куколок, которыми не только играли девочки, но куклы эти помогали им с измальства сварить кашу пока мамка в поле. Дитё брало куколку по размеру котелка. По один поясок нужно насыпать крупы, а по другой поясок - налить воды. И в печь засунуть. Томиться там каша будет, пока все не вернутся. Печь с раннего утра затоплена. Топили по-черному. Возле печи женский угол. Женщина хозяйка внутри дома. Мужской угол у двери. Он хозяин всего, что во дворе, вокруг дома. Добытчик, работник в поле. У двери и​ лавка мужнина стоит. Жена ни-ни, не сядет на эту лавку никогда. Не положено. Зимой тут он ремонтирует все орудия производства, плетет лапти, корзины, чинит сети. Не поработаешь - не поешь. Интересно было узнать, если придет в дом, какая недобрая баба, хозяйка укажет ей мужнину лавку, мол садись. Не сядет, конечно, баба, поймет, что ей "от ворот поворот". Вот так-то.

 

По окончании программы​ угостили чаем с пряниками. Да еще и погадали. Пряники в виде фигурок: какая попалась, то и напророчат. Кто медведя вытянул, кто сердечко, кто звезду. Чай вкусный на травах, горячий! С морозу-то хорошо пошло, да и хозяйка приветливо встречала, на мужнину лавку не усаживала, и рассказывала - заслушаешься.

 

На территории несколько церквей: церковь Собора Богородицы, 1552 г., с. Холм Галичского района; церковь Всемилостивого спаса из села Фоминское; церковь Ильи Пророка из села Верхний Березовец.

 


Благодаря этому музею не исчезли уникальные постройки, отразившие в себе лучшие традиции нашего деревянного зодчества прошлых веков.

 

Будет интересно