Онего

Идея выбраться на Онежское озеро вынашивалась давно. И дело не только и не столько в рыбалке, хотя рыбалка, безусловно, лейтмотив данного путешествия. Но рыбалку можно найти и поближе. Онега – это целая паутина ручейков, питающих реку нашего желания. Для отдыха компанией с посещением знаковых в историческом плане мест, рыбалкой и просто отдыхом на берегу, июньские каникулы, усиленные отгулом подошли, как нельзя, лучше.



Сказано-сделано. Сборы были на этот раз недолгими. Вещей набралось столько, что в машины не влезло. Что-то оставили дома, что-то перекочевало на рейлинги.



По пути заехали на Куков родник (по местным правилам ударение на первый слог "рОдник"), считающийся целебным и овеянный красивыми легендами, в которых, естественно, фигурирует персонаж по имени Кук. Простой русский мужик Кук, а, что вас так удивляет? )). Но, как бы то ни было, источник считается чудодейственным. Он освящен, и построена маленькая часовенка. Иконы внутри – кто, что принёс. И много.



Люди просят, привязывают свои болезни в виде ленточек к деревьям и бросают в родник монетки в качестве платы (Это тоже старинная традиция. Раньше местные жители, при отсутствии денег и ягодки бросали и хлеб). Абсолютно гармоничное сочетание христианских и дохристианских языческий традиций – это наша визитная карточка. Рядом построена купель. Чьи-то добрые руки облагородили всё вокруг, и за то им огромное спасибо. Я тоже бросил монетку. Вода очень мягкая. Мы набрали ее, перекусили – и в путь.



Вокруг стоянки росло много цветов. Решил подарить нашим дамам букетик. В конце-концов, им нас кормить, поэтому принцип «подальше от начальства, поближе к кухне», хотя бы частично, но работает и здесь. Жаль, что не видно, что там много разных цветов в этом букете.



На месте нас встречала замечательная женщина – Галина Лаврентьевна. У нее мы оставляли машины, раскладывались. Там же пили чаи с пирогами.
Почему именно к ней? Да, очень просто. Решил, что стартуем с поселка Шальский, зашел в Контакт, нашел местного с телефоном на странице, набрал и договорился. Всё.
Человек думал недолго, сказал куда ехать, к кому обратиться. Оставили то ли 1000, то ли 1500 рублей за то, что базировались 4 дня. И это, хочу заметить, у самой воды. Тем и хороша наша глубинная Россия и люди ее населяющие. Обратился – помогли.



Короткие сборы...



И вот мы уже движемся к заветной цели. А цель наша – это 3 километра по реке Водле и ещё 20 по Онеге. На фото как раз посёлок, с которого стартовали. По бортам - большая песочница. Работа кипит. Гигантские ковши перекладывают сыпучие материалы с берега на баржу. Мимо снуют Метеоры, катера и лодки. Здесь вся жизнь вокруг воды и с ее помощью.



Вот он, момент истины и восторг – выходим в Онегу!!!



И не получается... На озере ветер и волна. А мы груженые, нас захлёстывает.... Пристали к берегу переждать ветер.


В конце концов плюнули и пошли, как есть. Вещи связали веревкой, чтобы за борт не валились, ну или делали это единым лотом. Но ветер постепенно стих.



И вскоре уже беззаботно шли к месту стоянки…



Подспудно любуясь красотами.



На место прибыли к 10 вечера. Разложились за 2 часа. Работали в темпе. Дров оказалось в избытке; ручей, озеро – всё, как подобает. На фото половина первого ночи. Спасибо белым ночам ))



Наш лагерь.



Опробовали новую палатку с тамбуром во весь рост.



Я воспользовался проверенным немецким военным вариантом, соорудив поверх него небольшой навес, так как ожидались дожди, а вещей было очень много. Ну, очень много. Даже выложили перед отъездом процентов 30, а всё одно – еле увезли. Расслабляет нас транспорт. Берёшь не только то, без чего не обойтись, а ещё то, что просто «может пригодиться» плюс стульчики, газовые плитки, надувные матрацы и прочие атрибуты цивилизации. Но были мы с женщинами, посему: да будет так.



Никакой романтики. )) Просто свеча для освещения и свеча против комаров.



Мы расположились в небольшой бухте между мысами. Это мыс слева. На него ходили рыбачить со спиннингом. Там же обнаружили, что в дождь и туман ходить по пологому каменному склону – где-то то же самое, что по ледяной горке. Падали все, кто-то даже начерпал. Кроме меня. Я не ходил. Моя стихия – море )))



А это мыс справа. Он с наскальной живописью.



Тихими вечерами можно бродить по берегу и думать, мечтать.



Жили на самом берегу, поэтому усыпали под шум прибоя. Это классно. Комаров было мало в принципе, а благодаря уличным фумигаторам - вообще не было.



Постепенно, в том числе и благодаря дождям, лагерь обрастал различными сушильными конструкциями, пеньками-сиденьями и прочим.



Кстати говоря, практически в каждой бухте присутствует либо домик, либо землянка, укрывшаяся от посторонних глаз зеленью деревьев. Была такая и у нас. Заброшенная. Но мы ей не пользовались.



Вечерние разговоры



А с утра рыбалка. Ни ветер ни дождь, ни туман не должны сбивать рыбака с пути истинного ))
О рыбалке. В основном дорожили. Нашли в озере место, где эхолот просто не смолкал, анонсируя безмерные стада рыбы. Но постоянная смена погоды не лучшим образом сказывалась на клёве.


Поэтому 3-килограмовый экземпляр, выловленный племянником Сашей оказался на этот раз рекордным.



Спасала речка Чёрная. Ее тихие воды ютили нас в дни непогоды и штормов, а щуки-травянки и окуни баловали своими поклёвками.



Устье реки – место весьма обжитое. Рыбацкие домики, дачи какие-то, сараи, бани, корабли викингов с рогатым черепом на носу ))) Люди приезжают сюда семьями, с детьми и собаками. Один минус реки – сети. Сети кругом. Свежие, давно забытые – разные. Отсюда зацепы.



Готовили уху на плитке, а то, что в котелки не влезало – запекали над углями. Рыба в Онеге вкусная.



Чайки. Традиционно наглые и не менее традиционно крикливые. Питались тем, что оставалось после потрошения рыбы. Абсолютно безотходная технология.



Рок-фишинг. Ну... проба пера, скажем так.))



Погода была разная. Иногда тихие воды плавно покачивали лодки, а лёгкий бриз ласково трепал волосы. А иногда небо заволакивало свинцовыми тучами, и разверзались такие хляби, что не определить было, где воды больше: снизу или сверху. Да и сами низ и верх сливались воедино.



Дожди если были, то настоящими. До нитки. Зато проверили, какие костюмы-дождевики хороши, а какие нет.


Но каждый дождь рано или поздно заканчивается. И солнце снова разукрашивает серый пасмурный холст красками. Настроение растёт, разговоры кто и зачем затащил нас в ЭТО смолкают и можно сушиться ))



Бесов Нос – один из каменных мысов Онежского озера. Памятник и исторический и геологический и природный. Объявлен ЮНЕСКО наследием человеческой цивилизации. Главное, что привлекает сюда туристов, историков, археологов и новоязычников, придумывающих, за неимением исторического наследия, свою религию заново на смеси скандинавской, кельтской культур, а также игр: Дота и Герои Меча и Магии – это петроглифы.



Петроглифы – наскальные рисунки Онежского озера набивались в течение достаточно длительного времени. Не спеша, вдумчиво и избирательно покрывался дедушка Онего каменными татуировками. Основная и самая ценная их часть, по всей видимости, была нанесена в эпоху, соответствующую египетскому раннему царству, так как тогда уровень озера где-то примерно соответствовал нынешнему, а уже в эпоху Среднего царства петроглифы, большая их часть, были под водой. На Онеге есть острова, покрытые наносными песками и тонким пергаментом почвы, закрепленным корнями растений. Думается, под ними можно найти ещё много рисунков. К наименее ценной части наскальной живописи можно отнести геростратовские «сдесь был вася» и «Баранов А.В. 1933 г.р.» Вот человек уже, наверное, помер, а все ходят и видят, каким он был пакостником. И ведь не лень было скрести свои каракули. Но отвлеклись.
За последние 10 тысяч лет северная часть Онежского озера приподнялась. То есть, озеро несколько стекло на юг (и это с учетом того, что северная часть до сих пор самая глубоководная (ямы до 127 метров!). В итоге, многие древние памятники в районе Вытегры оказались под водой, а на севере наоборот далеко от уреза воды и постепенно заросли. Бесов же Нос – он посредине, где-то в районе оси, поэтому тектонические процессы затронули его в меньшей мере.



Почему «бесов»? Да потому, что одна из самых главных и древних фигур называется «бесом» Основание? Да, нет его. Прижилось в народе и дело с концом.
Позже, уже в эпоху позднего Средневековья, монахи нанесли рядом крест. На всякий случай.
Но вообще, основная тематика рисунков полностью соответствует творческим тенденциям неолита: животные, птицы, какие-то непонятные символы – век на веке, племя на племени и у каждого своё. Всего более 1100 изображений и знаков.



А ещё это – место силы. На протяжении многих веков этот мыс использовался как языческое капище. Разным поклонялись духам, разным тотемам. В 16 веке оценка была строга и категорична: «Суть же скверные мольбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы... и жертву приношаху кровную бесом: волы и овцы и всяк скот и птица». В 20 веке стало проще, появилась определённая поэтика. Как писал один из исследователей и поклонник петроглифов: «Район наскальных изображений – это грандиозный первобытный храм солнца, где куполом было само небо, иконостасом – гранитные скалы с петроглифами, а алтарем – горизонт с живым солнечным богом, одно из первых в истории человеческой культуры культовых мест, организованных с учетом сторон света. В этом святилище совершались разнообразные религиозные церемонии и обряды, развертывались сложные действия, разыгрывались первобытные мистерии, которые, возможно, длились по многу дней, с большим числом участников».



Мы бродили под дождём по заброшенному дому древних богов. Когда-то священная для местных племен территория, охраняемая и бесконечно важная, превратилась в место паломничества туристов. Как ржавеющий остов ракетного крейсера, как корабль Ясона: в нём живёт живёт дух, но это дух давно ушедших времён, людей, историй. Сколько судеб, сколько перемен, сколько страстей – и нет ничего. Камни и дождь...



Петроглифы нашли не сразу. Ходить под дождём опасно – очень скользко.



Заброшенный маяк. Серое небо, серые воды, бесконечный дождь, мокрые одежды и порывистый ветер. У не закалённой жизненными перипетиями души может появиться чувство, которое англичане называют «hopelessness», а мы просто и ёмко: «безнадёга».



Но это у совсем юных, а мы калачи тёртые. Походили, походили, помедити… хотя, чего врать… просто походили, пофоткались – и адьес. Алюр три креста дальше. Медитировать нужно в одиночестве. И не когда сырой насквозь: отвлекает, знаете ли. Петроглифы – они завораживают. Каждый символ - пища для воображения. И я хочу сюда вернуться. Но один. Или в тихой компании. Как в музее, чтоб никто не отвлекал. Чтоб воображение гуляло. У нас другое путешествие и другие задачи. Эдвенчур тут у нас ))



Остров Гурий я изначально рассматривал как потенциальное место стоянки. Но, посовещавшись, передумали. И правильно. Там очень красиво, но мало дров и много разных туристов и рыбаков. Не уединённое, скажем так, место. И там тоже есть петроглифы.



А ещё там можно куда-нибудь брякнуться. Мы немного порыбачили вокруг, старательно обходя места, где я накануне чуть не оставил многострадальный винт своего мотора, чуть не сев на ровную как стол, многометровую каменную плиту, коих там несколько. Зацепились блесной за остров, и ничего не поймав, высадились на берег.



Небо с землёю
Соединились в зыбком сплетении —
Наплывший с моря туман
Проник в цветущие кроны
Сакуры горной.
(с)
.................... Акико Ёсано

Сакуру можно заменить на сосну. Определённо. Потому, что сакуры здесь нет ни фига, а сосны много.

Лучше так:
Туман горизонт растёр
Глыбы укрыв мысов.
Рыбу поймать хочу.

Вода всё покрыла вокруг
И снизу и сверху она
Скользко, блин.

Камень настолько склизкий, что можно катиться на сапогах до самой воды, не останавливаясь, как по льду. Чтобы сделать это фото мы смешно расставив руки и балансируя, как пингвинчики семенили вниз ))



Северная природа… Чем она так завораживает? Сколько ни анализирую, никак не могу прийти к точному, определённому ответу. Суровая простота севера, возможно, будит какие-то очень-очень глубокие выживальщицкие моменты из недр генетической памяти. Всё-таки тысячелетия оледенений пережили наши предки.



В обратный путь. По дороге посетили острова: Большой Голец и Малый Голец. Там очень живописно, всё время ветерок и, наверное, нет комаров, но тучи чаек. Видимо гнёзда, и они орут очень пронзительно. Не знаю, что утомит быстрее: жужжанье насекомых или чаячий гвалт.



Вот и закончилось путешествие. Замечательное, познавательное, интересное и с элементами хардкора ))



Остались фотографии и добрые воспоминания – единственное, что вкупе с опытом, можно назвать «несгораемой» собственностью человека. Всё остальное может приходить и уходить. Всё остальное можно продать и купить. А впечатления и опыт не купишь, по крайней пока )


Пока, Онего! Тропинка проторена. До новых встреч!

Будет интересно