Анонимное интервью: пилот
Бонд. Джеймс Бонд
Чем отличается первый пилот от второго? Один слева сидит, другой — справа. Ну, конечно, один более опытный, чем другой. Каждый второй пилот — это потенциальный капитан. Правда, капитаном не станет каждый. Нужно обладать определенными качествами. Например, человек может прекрасно летать, но он не готов летать самостоятельно, ведь капитан ежесекундно должен принимать какие-то решения. У кого-то это можно развить, кому-то это было дано от рождения, а некоторые никогда не смогут стать первым пилотом.
Для всех пилотов есть обязательный курс по авиационной безопасности, есть обязательные тренинги по самообороне. Весь летный состав регулярно проходит круглогодичную подготовку по 16 часов в год тренажерных сессий. Тренажерная сессия длится четыре часа (раз в квартал), где сначала пилот в режиме refresh вспоминает все аварийные особенности, которые могут возникнуть во время полета, а потом выполняет упражнение check (проверка тог, как ты справляешься с нештатной ситуацией).
В России пилот должен летать 80 часов в месяц, при этом 900 часов в год по продленной санитарной норме — наш максимум. У нас есть возможность выбирать направление полета, но в основном мы ее не используем. Направлением полета для каждого состава занимается отдел планирования. Понятно, что на 737-м боинге тебе не поставят рейс в Майами. Сейчас распределением рейсов занимаются компьютерные технологии. Все летчики «забрасываются» в базу, и дальше происходит оптимизация работы и индивидуального расписания. Учитывается график учебы, твой плановый отпуск, заказанные тобой заранее выходные. У нас есть льготы на перелет, это называется «проездной». За 10% стоимости билета я могу полететь в любое место, куда летает моя авиакомпания. У каждой компании есть свои специальные бонусы для пилота. Есть билеты за мили, которые ты налетал.
На пенсию пилот уходит, когда его налет составляет 6000, 7000 часов. Пенсия составляет 12 500 руб., это не секрет. Были случаи, когда люди уходили на пенсию в 32 года
Я, как Джеймс Бонд, имею два паспорта с уже оформленными визами в Евросоюз, США, Китай, Англию. Это мой гражданский паспорт, точно такой же, как у любого человека, просто у меня таких два. Дело в том, что количество печатей и виз пилота не может уместиться в один паспорт. На самом деле такой документ может сделать любой человек, который летает больше восьми-десяти раз в месяц. Когда я лечу в составе экипажа, нам ставят печать не в паспорт, а в документ полетного задания. Я могу пребывать в некоторых странах без наличия визы до четырех дней. В Европу, например, рейсы все разворотные, то есть ты не выходишь из самолета и тебе ставят штамп на генеральную декларацию.
Средняя зарплата — около 300 000 руб. Это при условии налета в 80 часов, то есть это не фиксированная цифра. Зарплата сдельная и кореллируется от налета: налетал 30 часов — получил 60 000 руб., 70 часов — 200 000 руб., если налетал 81 час, то получишь в среднем 320 000 руб. Это мы считаем сейчас без отпуска, без выходных. В месяц у нас вообще четыре, максимум шесть выходных дней. Работа пилота предполагает ненормированный рабочий график. К этому надо быть готовым.
На пенсию пилот уходит, когда его налет составляет 6000, 7000 часов. Пенсия составляет 12 500 руб., это не секрет. Были случаи, когда люди уходили на пенсию в 32 года.
На борту
Я всегда перевожу свой мобильный в авиарежим, когда сажусь в кресло пилота. Телефон в момент полета полностью разряжается, потому что он постоянно ищет сеть. Плюс к этому отвлечение внимания летчика на определенном этапе категорически запрещено. Ты можешь выполнять взлет, а тебе кто-то позвонит — так нельзя.
В российских авиакомпаниях почти везде есть бортовое питание. Причем оно раздельное: для капитана одна еда, для второго пилота — другая. Но ты не можешь заказывать себе специальную еду. То есть если ты веган, то ешь свой рис, а котлетку отдай второму пилоту. Кошерное питание предоставляется только по вылету из Тель-Авива.
Медицинское освидетельствование проводится далеко не во всех странах. Пилоты США и Европы даже не знают о существовании медицинских ограничений. А вот в Китае в брифинговых комнатах стоят алкотестеры для пилотов
По количеству кофеина, употребляемого на борту, ограничений нет, хоть Red Bull пей всю дорогу. Пульс у нас проверяют только в российских аэропортах. Вообще, медицинское освидетельствование проводится далеко не во всех странах. Пилоты США и Европы даже не знают о существовании медицинских ограничений. А вот в Китае в брифинговых комнатах стоят алкотестеры для пилотов, например. Везде по-разному, но я ни разу не встречал человека в состоянии алкогольного опьянения внутри кабины.
Спать в кабине нельзя, но есть усиленные экипажи. Когда это необходимо — в случае длительного перелета, например, — на полет ставится двойной экипаж и происходит подмена на момент отдыха. В некоторых самолетах есть оборудованные дополнительные спальные места в кабине пилота, но это редкость.
У нас есть обязанность отказаться от полета в случае плохого самочувствия. В любом аэропорту есть резервный экипаж, который может выполнить полет за тебя. В этом нет ничего странного или страшного, но это все-таки нонсенс и нештатная ситуация. Ты должен принять это решение и не идти в полет больным. По этому случаю бывают задержки вылета, но, как правило, в течение часа проблема решается.
Основной принцип функционирования экипажа называется crosscheck, когда один проверяет другого. Именно поэтому пилотов всегда на борту два. Мы на тренажерных сессиях во время учебы выполняем упражнения по принятию решений в случае потери сознания второго пилота.
Турбулентность — это, по сути, плохая дорога, когда заканчивается гладкий асфальт и начинаются колдобины. Я бы не сказал, что это большая опасность, но недавний случай с «Аэрофлотом» доказал, что бывают исключения. (Три десятка пассажиров рейса Москва — Бангкок получили травмы в силу того, что Boeing-777 попал в «воздушную яму». Официальное название явления — «турбулентность ясного неба». — Прим. ред.) Однако на этапе предполетной подготовки мы используем самые прогрессивные средства, которые помогают в любой момент времени не только узнать, какая сейчас погода на аэродроме назначения, но и какие опасности могут возникнуть по всему маршруту. В том числе проанализировать с помощью программы на планшете наличие турбулентности на любых высотах. Кроме этого, каждому пилоту выдается набор полной метеорологической информации.
В прибрежных регионах есть особенности, связанные с орнитологическим обеспечением аэродрома. В Шереметьеве, например, если вы проезжаете мимо остановки «ГОС НИИ», вы можете услышать, как издаются истошные крики ястреба или коршуна, которые отпугивают птиц. Есть еще чучела, которые стоят в поле, отвлекая птиц от взлетно-посадочной полосы. (Кто и как спасает самолеты от птиц? «Моя Планета» узнала о буднях орнитологической службы аэропорта Домодедово и познакомилась с некоторыми пернатыми сотрудниками.)
Секретики: о любви, риторике и «больших шишках»
Никто не запрещает нам заводить романы с коллегами. Полно супружеских пар, познакомившихся на борту. Можно полететь с супругой / супругом на одном рейсе.
Пилот не слышит, как ему хлопают пассажиры при посадке. На этом этапе пилот еще продолжает управлять воздушным судном, ему есть чем заняться в это время.
У нас есть специальный курс, который мы проводим для молодых командиров. Он называется «Риторика речи». Там корректируют речь и учат точно, четко и в одном темпоритме, независимо от обстоятельств и того, насколько ты взволнован или возбужден, говорить спокойно и понятно. Это очень важная часть полета. Вся наша лексика и набор фраз на борту строго регламентированы. Английское произношение тоже ставят, есть определенный критерий по уровню знания английского языка. Для российских пилотов уровень должен быть максимальным — пятый (advanced. — Прим. ред.). Оценивается уровень техники ведения радиотелефонной связи, возможность разговора на отвлеченные темы и рассматриваются аварийные ситуации. Вся техническая литература — на английском языке.
Есть специальные списки, которые составляет компания, с именами «больших шишек» на борту. Нам об этом сообщают. Если полетит министр транспорта или председатель Госдумы, мне точно скажут. Это делается для того, чтобы поставить на рейс более опытного командира. Иногда ты должен выйти из кабины и лично поприветствовать человека.
Считается плохой приметой надевать новую рубашку перед рейсом. Нельзя пришивать пуговицы до и во время полета. Зашивать штаны и фотографироваться перед рейсом тоже считается плохой приметой.
Обычно при ведении радиообмена с диспетчером мы желаем им спокойной смены, а они нам в ответ — мягкой посадки.
Конкуренция? Я не могу сказать, что в России есть конкуренция между женщинами и мужчинами в рамках моей профессии. Это экзотика. Вот в мировой практике очень большое количество женщин-пилотов. Например, шеф-пилот компании Boeing — женщина. Я знаю, что в «Аэрофлоте» летают женщины в качестве капитана. (На 18 вопросов «Моей Планеты» в этом интервью ответила Мария Уваровская, пилот авиакомпании «Аэрофлот».) У меня нет предубеждений никаких, но, на мой взгляд, это не женская профессия. С точки зрения здоровья, конечно. Это постоянная нагрузка на организм.
Профессия пилота, к сожалению, умирающая. Лет через 20–30 нас заменят дроны, это стопроцентно
Я не имею права проводить в кабину пилота никого из членов семьи, фаната, ребенка, даже коллегу, если он не вписан в полетное задание. Во время полета — однозначно нет. После того как прилетели, я могу выйти из кабины и поговорить с человеком. Вся эта процедура ограничений была более лояльной до событий 9/11. В российской истории был случай, когда ребенок капитана оказался за штурвалом, отключил автопилот и случилась катастрофа. После этого инцидента визит в кабину посторонних лиц запретили. Сейчас для этого есть возможность посещения разных тренажерных центров.
Нам многое запрещено. Выходить из кабины нельзя больше чем на пять минут. Я не буду раскрывать всех тайн, как мы ходим в туалетную кабину, но это тоже делается специальным образом. Для членов экипажа курение в кабине запрещено. Но, кстати, многие пассажиры знают уже технологию курения в общем туалете — через дырочку в раковине, где воздух высасывается. (О других секретах — в анонимном интервью стюардессы «Моей Планете».)
Самое странное, что я видел в небе? Гало — это такая оптическая штука, вид отраженного солнца на облака. (Читать о топ-10 редких атмосферных явлений). Очень красиво. На самом деле порой самолет ведет себя очень мистическим образом, я поэтому всегда глажу его до полета. Я общаюсь с ним и всегда захожу на борт в хорошем настроении.
Профессия пилота, к сожалению, умирающая. Лет через 20-30 нас заменят дроны, это стопроцентно.
В продолжение серии анонимных интервью мы записали разговор с авиадиспетчером.