Светлана Чанилова
26 марта 2015
5158

О Святой Горе

Прекрасной половине человечества вход на территорию Святого Афона запрещен (кстати, животным женского пола тоже). Представитель другой половины – греческий фотохудожник Костас Асимис, приоткрыл завесу. Его фотографии знакомят с природой и монастырями, с жизнью и делами монахов.



Немного истории


Предполагают, что название «Афон» произошло от имени языческого бога. До посещения полуострова Пресвятой Богородицы здесь жили язычники.
Согласно древнему христианскому преданию, в 49 году корабль, на котором Пресвятая Дева с апостолом Иоанном Богословом плыла на Кипр, буря отнесла и прибила к афонским берегам в том месте, где ныне находится Иверский монастырь. Деву Марию так поразили красоты полуострова, что она попросила у Бога это место в удел. Он дал согласие: «Да будет место сие удел и сад твой и пристань спасения желающих спастись». Поэтому Афон называют также «уделом» и «садом Богородицы»
Летописи упоминают о первых подвижниках в IV веке. В VII-ом указом византийского императора Константина IV Погоната полуостров поступает в полное распоряжение монахов, которые к тому времени жили здесь в кельях и небольших монастырях. Во второй половине X века на Афоне начался бурный расцвет монашества, и через столетие здесь было основано сто восемьдесят монастырей. В последующие века история Афона была трагической. Одни монастыри умирали, другие создавались. Сейчас на Святой Горе двадцать монастырей. По существующему закону запрещается как упразднение имеющихся, так и создание новых обителей. Каждый монастырь имеет в афонской иерархии свое место. Древнейший из них основали в 963 году, последний – в 1542-ом. Помимо монастырей на Святой Горе находятся 12 скитов, а также кельи и каливы.
Афон включен в список всемирного наследия Юнеско.



Архитектурный стиль монастырей


Существует особый, афонский стиль, который продиктован оборонительным характером средневековья. Каждый монастырь являлся закрытой крепостью, который был окружен стеной с башнями и имел один вход.
Во внутренней части монастыря вплотную к крепостным стенам располагались кельи монахов, пекарня и подсобные помещения. В центре строились храм и трапеза монастыря, а рядом источник – место, где осуществляется водосвятие.
Вне монастыря находятся усыпальницы и некоторые сооружения, в частности – портовое (арсана), которые предназначено для лодок монахов, занимающихся рыбной ловлей. Считается, что пристань – это как «дверь» между миром и монастырем.




Монастырские сооружения


Скиты – небольшие поселения монахов, которые основаны на территории монастыря.
Калива – отдельная постройка, которая состоит из нескольких маленьких комнат и небольшого домового храма или часовни. Несколько калив образуют скит. В каждой каливе обычно живут три монаха, составляющее её братство. Обитатели каливы считаются её собственниками и могут иметь несколько последователей или учеников. Занимаются различными ремеслами и ведут строгую аскетичную жизнь. Особенно строги предписания по поводу пищи и богослужений, которые каждый день совершаются в храме каливы, а в праздники – в скитском храме.

Кельями на Святой Горе называются отдельные дома, которые расположены на территории монастырского комплекса и являются его собственностью. Кельи обычно многоэтажны, а во внутренней части имеют открытые арки. Они могут иметь небольшой участок земли для огорода, сада и виноградника. Комната в келье передается в пожизненное пользование поселяющемуся в ней монаху, он обязан делать ежегодный взнос в пользу монастыря. Общее число монахов в кельях разное - в зависимости от монастырей, но обычно не более девяти - двадцати.

Каливы пустынников – жилища аскетов, которые находятся в небольших и труднодоступных местах: в небольших пещерах, расщелинах скал. Каливы пустынников разделяются друг от друга отвесными скалами. Сообщение осуществляется по узким и крутым тропам, а также при помощи веревок и цепей. Здесь живут монахи, которые пожелали отделиться от мира и посвятить жизнь глубокому изучению Святого писания.




Еда монахов. Физический труд

Пища афонских монахов не отличается большим разнообразием: хлеб, растительное масло, вино (уставом не запрещено), маслины, бобы и овощи. Рыбу готовят только в праздничные дни, мясо исключено. Монахи принимают пищу в большой трапезной, обычно узкой и длинной, которая украшена росписью. В глубине трапезной находится место игумена. На его столе тоже, что едят все монахи: в пищи все равны. Во время трапезы один из монахов, который назначается по очереди, читает молитвы.
Все освященные кушанья подают одновременно. Есть монахи начинают после соответствующего знака игумена, по его жесту и заканчивают. Первым из-за стола выходит игумен, за ним следуют все остальные, молча. У дверей стоят чтец, повар и трапезарь, которые, низко кланяясь, просят прощения, если что было не так.
Во вторник, четверг, субботу и воскресенье монахи принимают пищу дважды: утром после литургии и вечером. В понедельник, среду и пятницу – один раз, в обед.

Время, которое остается после молитв и богослужений, распределяется между отдыхом и физическим трудом. Каждый из монахов выполняет определенную работу (послушание), которая назначается игуменом монастыря. Достаточно много иноков заняты тяжелым трудом: рубят и грузят дрова, занимаются огородом, ухаживают за виноградником и делают вино.




Будний день Пантелеймонова (русского) монастыря


Жизнь монахов на Афоне всецело посвящено православной церкви и, главным образом, проходит в молитвах и служению Богу. Время на Афоне определяется по византийским часам, которые работают по-разному в определенное время года. Отсчет начинается с заката солнца, в это время башенную стрелку ставят на полночь.
Утреня начинается в 6 часов утра (час ночи по европейскому времени) и длится не менее четырех часов, далее – литургия, ещё около часа. Один час отдыха, после которого почти все, даже старики, в течение двух часов трудятся: в лесу, на виноградниках, в огороде, на уборке территории…
В 14 часов – трапеза, затем вновь начинаются послушания (работы). В 18 часов пьют чай и есть возможность короткого отдыха. Далее в церквях и храмах служат вечерни – не менее часа. После наступает время трапезы, если это не постный день. Вслед за трапезой звонят к повечерне, оно продолжается в течение часа, после которого наступает «келейное правило»: молитвы с поклонами в келье.
Службы в монастырях длинны, особенно под воскресенье и праздничные дни – в общем, по времени достигают 12 часов.



Лица монахов







Костас Асимис – человек «солнце»


Как-то фотохудожник сказал, что ехал на Святую гору «за экзотикой», а получилось так, что Афон «превратился в мою любовь».

Родился Костас в Ташкенте, куда его родители, греческие политэмигранты, попали после гражданской войны в 1946-1949 гг. Он жил и учился в Югославии. В 1982 году переехал на постоянное место жительства в Грецию, Салоники. В 1985-ом открывает собственную фотостудию. В 1984 году впервые приехал на Святую Гору и с тех пор длится их взаимный «роман». Более 30 лет занимается съемками природы и монастырей, ведет фотохронику монашеской жизни, занимается восстановлением и реставрацией фотоархива второй половины XIX века – первой половины XX-го.
Его фотопроект «Мой Афон» проходит в городах России с 2009 года, в Ставрополе в музее изобразительных искусств благодаря добрым отношениям со специалистами и большой посещаемости жителей города – дважды.

Комментарии
Елена Климентова
27 марта 2015, в 15:54

Спасибо за возможность посмотреть Афон. А кто-нибудь знает женские монастыри, куда не пускают мужчин?

Светлана Чанилова
27 марта 2015, в 16:37

Елена, здравствуйте. Есть женские монастыри  и их сейчас более, чем достаточно. Но православная церковная традиция никогда не знала женщин-«священниц», практика «рукоположения» женщин в священнический и епископский сан не разрешается Православной Церковью. Поэтому априори женских монастырей "в чистом виде" нет

Светлана Чанилова
27 марта 2015, в 16:40

Против женского священства есть несколько аргументов.
Во-первых, «священник на литургии — это литургическая икона Христа, и алтарь — это комната Тайной вечери.
На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. …Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. …
Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Светлана Чанилова
27 марта 2015, в 16:43

Во-вторых, священник — это пастырь, а женщина, созданная как помощница, сама нуждается в поддержке и совете и потому не может нести пастырское служение в полноте.Свое призвание, по мнению Православной Церкви, женщина призвана осуществлять в материнстве.

татьяна Бабенко
9 апреля 2015, в 14:22

4ed11e4860dae20fc41797c314d6eb28

Оставить комментарий
Загрузка...
Участники клуба
Обратная связь
Cпасибо!
Ваше сообщение было успешно отправлено.
Подпишитесь 
на наши новости
Cпасибо!
Вы только что подписались на нашу рассылку. Вам отправлено письмо для подтверждения email.
Хотите путешествовать далеко и быстро? Путешествуйте налегке. Скиньте с себя зависть, нетерпимость, эгоизм и страхиЧезар Павезе