Почему мы любим сладкое
Мы добавляем сахар в чай или кофе и пьем напиток с кусочком шоколада, едим торт на день рождения и лакомимся мороженым, когда жарко. Отказаться от сладкого сложно. Но с чем это связано?
Почему мы запрограммированы любить сладкое

Доказательство можно найти на уровне генов. Вкусовые рецепторы человека расположены на поверхности языка внутри слизистых листообразных оболочек —вкусовых сосочков. Именно они, вернее, некоторые из них, производят белок-рецептор с названием TAS1R2/TAS1R3. Это основной рецептор сладкого вкуса.
Гены TAS1R2 и TAS1R3 найдены не только у людей, но и у многих животных. Они есть у обезьян, крупного рогатого скота, грызунов, летучих мышей, ящериц, панд и даже некоторых рыб. А вот хищникам от сахара мало пользы, и у них есть только остатки этих генов. Поэтому кошек и собак лучше угощать не печеньем, а кусочком мяса или готовым кормом.
Почему же торты и шоколадки нравятся не всем? Вероятно, люди, которые не любят сладкое, имеют генетический дефект в ДНК, который затрудняет переваривание сахарозы. К такому выводу пришли ученые исследовательского университета в городе Ноттингем, Великобритания.
Как мозг реагирует на сладкое

То, что горечь мы ощущаем задней частью языка, а сладкое — его кончиком, на самом деле миф. Пониманием вкуса заведует наш мозг. Как объясняет Владимир Мараховский, практический психолог, член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, мозг оценивает пищу с точки зрения пользы для организма.
Во-первых, она должна служить источником энергии. А энергия — это углеводы, моносахариды и дисахариды. То есть наши предки были правы, когда лакомились фруктами и медом.
Во-вторых, пища выступает источником строительных материалов. А строительный материал — это прежде всего белки. В первую очередь глутаминовая кислота, которая является самой распространенной аминокислотой из тех двадцати, что составляют белки. Поэтому пища, щедро посыпанная глутаматом, кажется нам такой вкусной. В Китае, к примеру, глутамат считается национальной приправой наравне с солью и сахаром.
Сигнал о появлении сладкого или белкового вкуса (умами) передается в продолговатый мозг, и у нас сразу же просыпается аппетит. Даже младенец распознает сладковатое молоко матери как очень желанное! Это происходит за счет лактозы и белков. Сигналы об этих вкусах также уходят в гипоталамус, где происходит генерация положительных эмоций и наше настроение повышается. По этой причине нам так непросто отказаться от сладкого — мозг просто не понимает зачем.
Как мозг реагирует на другие вкусы

Если отклик на какое-то ощущение оказывается эволюционно выгодным из поколения в поколение, он закрепляется естественным отбором как инстинкт. Например, горький вкус. Новорожденные инстинктивно отвергают горечь. Сахар же привлекает человека с самого рождения.
Горький вкус образуется молекулами, которые являются растительными токсинами, и запускает оборонительное поведение. Сигнал о горьком передается в центры отрицательных эмоций гипоталамуса и центры оборонительного поведения, за счет чего возникает мощное негативное переживание. Мы можем выпить чашечку горьковатого эспрессо, но сильная горечь обязательно вызовет отрицательную реакцию, сравнимую, например, с реакцией на боль. Ощущение горечи — это сигнал о том, что мы съели что-то не то. Но есть один интересный момент: такой вкус активирует иммунную систему, и лекарства горькие как раз по этой причине.
Кислый вкус в небольшом количестве воспринимается как приятный, но его избыток ведет к повреждению слизистой. Другими словами, существует лимит, и, если он превышается, мозгу это не нравится. Тогда в организме запускается защитная реакция.
Так же обстоит ситуация с соленой пищей: в меру — хорошо, а вот потребление соли в большом количестве вынуждает организм давать ответ, например, повышая артериальное давление. Вероятно, это связано с тем, что наши предки жили в среде, где было мало пищевой соли. А она очень важна для правильного состава межклеточной среды и плазмы.
Получается, что все в природе неслучайно. Мы просто действуем так, как запрограммировано естественным отбором.