Бразилия. Стихия грозила концом света

Предыдущая часть - Как провожают пароходы из Манауса

Следующая часть - Что ни остров, то маленькая планета

Мы шли по Риу Негру. Надо было изучить теплоход. На верхней палубе к моему удивлению обнаружила каюты. Видимо, места туда оплачиваются заранее, поэтому мне не предложили. Билет в каюту на двоих стоил 1000 реалов, а на одного 1200, что соответствовало 300 и 360 долларам.

Пользуются каютами обыкновенные семейные пары, в основном с маленькими детьми, но здесь находилась и пожилая супружеская чета из Белфаста, которая каждое утро меня приветствовала из своего «вольера», а впоследствии перешла на нашу сторону. И это в прямом смысле.

Ирландцы целые дни проводили на открытой палубе в нашем баре, стояли у наших перил то по одну сторону теплохода, то по другую, тогда как из своей каюты могли видеть только одну береговую линию, а это сплошная лесная заросль над обрывистым берегом и ничего больше.

Под потолком палубы, за металлической решёткой, были аккуратно выложены спасательные жилеты. Сразу присмотрела для себя парочку и сдвинула поближе. Дети всех возрастов с любопытством сновали по теплоходу, играли под гамаками, качались в них, как на качелях, и размещались по двое в одной сетке.

Грохотала музыка, на корме народ гулял. Теплоход достаточно хорошо оборудован всеми жизненно важными помещениями. Душевые кабины с жёлтой амазонской водой без песка и пираний, которых здесь то ли 24 вида, то ли 44 (у каждого бразильца на этот счёт своё мнение), выстроились в стройную линию за баром.

Автоматы с холодной питьевой водой и стопками разовых стаканчиков разместились на первой палубе, а просто краны для мойки оборудованы и внизу, и наверху. Столовая, медпункт, салон красоты (парикмахерская), лавка с косметикой и сувенирами, барная стойка, площадка для танцев — всё это служило нам и радовало пассажиров рейса. Жить было можно, а вот смотреть здесь, казалось, нечего.


 
Риу Негру широка, по чёрной глади колышутся волны. Над нами такие же чёрные тучи, предвестники грозы. Стояла приятная прохлада.

И вдруг налетел шквалистый ветер! Он сбивал с ног, рвал гамаки, люди едва успели опустить боковые тенты, и пролился тропический ливень.

Я вышла под козырёк на палубе в ожидании границы слияния двух великих рек. Такое явление уже приходилось наблюдать в перуанской Амазонии, когда чистые притоки впадали в саму Амазонку. Но здесь будут сходиться две мощные реки, а это величественное зрелище.

Чёрная туча выбрасывала раздвоенные языки молний, будто метила в нас. В дождевой завесе трудно было что-либо увидеть, но жёлтая река вырисовывалась за пеленой дождя. Мы должны в неё войти, чтобы продолжить путь уже по ней.

Свирепые силы природы вырвались на волю. Жестокая красота молний пугала. Водяные смерчи поднимало ввысь. Ветер с дождём хлестал нещадно. Прозрачный полиэтиленовый плащ защищал меня и фотоаппарат «мыльницу» от ливня. Не было никакой возможности его достать и сделать хоть один кадр. Мокрые ноги уже ничего не чувствовали от холода. Леденящие потоки воды стекали с плаща на брюки. Холод запустил под одежду леденящие пальцы.

Но мне так хотелось выдержать этот катаклизм, чтобы увидеть переход через границу чёрной и жёлтой воды. Знаю, какое-то расстояние эти реки текут рядом не смешиваясь, но потом Амазонка поглотит Риу Негру. Наш путь пролегал всего лишь через границу, а вдоль линии двух течений сегодня не пойдём из-за большой воды. Мы срежем путь по одному из протоков и минуем внушительную петлю на Риу Негру. Предстояло довольствоваться только переходом.

Вокруг творилось что-то невероятное. Шторм — вода и земля в поединке. Разъярённая стихия не унималась. Ливень грохотал по теплоходу два часа. И вот мы у грани. Никому кроме меня не был интересен сей факт, и я в который раз отметила, что люди привыкают к чудесам и перестают их замечать.

Вода под нами кипела от бурных потоков с небес. Клубы чёрной и жёлтой воды сталкивались и отталкивались, будто два гигантских однополюсных магнита сопротивлялись один другому. Было странно это видеть. Нереальности картине добавляла стихия, что-то зловещее виделось во всём этом зрелище. Мы удачно преодолели барьер и вошли в Амазонку.

Мне так и казалось, что жёлтая вода совсем другая не только по цвету и плотности, а ещё по каким-то иным законам физики; река нас просто не удержит на плаву, или мы погрузимся в неё глубже. Понятно, испытывала некое смятение, не от незнания, а по ощущениям. Потом ливень внезапно стих. Так бывает всегда после тропического дождя. Ещё некоторое время стояла на палубе, поражённая всем происходящим на моих глазах, в частности, невиданной стихией. Привыкнуть к такому нельзя. Сколько бы ты не видел подобных обвалов воды с небес, всегда будешь переживать некий ужас и думать о конце света. Особенной является буря над водой. Огромные водные просторы формируют свой микроклимат.

Теплоход шёл быстро, Риу Негру исчезла вдали, а я, стряхнув свой дождевик, вошла на палубу за брезентовые тенты, где висели сухие гамаки под ярким освещением.

Продолжение будет