А дома лучше: Андрей Понкратов о самых интересных местах в России
Не так давно телеканал «Моя Планета» запустил проект «А дома лучше» о путешествиях по России. Ведущий Андрей Понкратов, объездивший полмира, ищет аналоги мировых достопримечательностей в нашей стране, показывая, какие необыкновенные места можно увидеть, не покидая пределов России.
Что вас всегда заставляет вернуться в Россию?
Сейчас я почти всегда в России. А раньше — дом, семья, язык и кот.
Возросший внутренний туризм в последние годы — все-таки вынужденность или зов души?
Это превращается в серьезную индустрию, и это полностью «заслуга» новых ограничений. Кто никогда бы не поехал по стране, ездит как миленький, чтобы не скучать дома. Хоть в Подмосковье. Оно, кстати, на третьем месте по туризму в стране после Москвы и Краснодарского края.
У китайцев внутренний туризм — одна из ведущих отраслей. Им сложно отдавать деньги чужим чисто психологически. А нам все равно кому. Русских встречал практически везде, где был! Но за границу, пока будешь ставить визу, правила въезда изменятся, за всем сложно уследить. Да и какая заграница с таким курсом доллар-евро-фунт? А внутри страны все проще, почти никаких препон.
В каких регионах туризм развит отлично?
В Крыму, в частности Севастополе, Хакасии, Челябинской области, на Ставрополье, в Калмыкии, на Алтае, в Карелии, Байкальском регионе, Ингушетии и Дагестане. Везде, куда приезжаем, идут навстречу, понимая важность. Но дальние расстояния по-прежнему недоступны туристам из-за цен на билеты. На Дальний Восток сложно попасть простому смертному, не говоря о Чукотке, Камчатке, Курилах. А хочется!
И вот ползешь и потихоньку сходишь с ума: а если нора закончится тупиком — как обратно ползти? А никакого МЧС нету, звонить некому, и телефонов нет
Мне говорят: «Слетать на Мальдивы у нас дешевле, чем на Байкал». Может, самые дешевые Мальдивы и сравнятся с самым дорогим Байкалом, но всегда можно найти, как бюджетно попасть на Байкал. Но может, и хорошо, что такие места у нас стоят дорого и не тотально доступны. Иначе проблема с мусором будет неразрешимой.
Куда бы вы лично могли переехать с семьей?
На Ставрополье и в Краснодарском крае я встречал целые семьи из наших холодных краев. Но я бы в Тверской области, в селе Панкратово на берегу Волги поставил домишко. И в названии села изменил бы букву.
Где вы снимали передачу в последний раз?
В Крыму в Кизил-Коба (Красная пещера). Хоть она и не похожа на самую длинную в мире Мамонтову пещеру в Канаде, общее все же есть. В нее спускался Грибоедов и оставил на стене пещеры свой автограф. До потрясающих красот надо преодолеть «сифон», затопленный участок. А вода в пещере круглый год +8,5 °С, ледяная и чистейшая, можно плыть и пить. В пещере вода то по колено, то по грудь, а то и с головой. Гиды подливают масла: «Первым спелеологам пришлось расчищать пещеру, ползти в неизвестность по кротовым норам». И вот ползешь и потихоньку сходишь с ума: а если нора закончится тупиком — как обратно ползти? А никакого МЧС нету, звонить некому, и телефонов нет.
А куда ехать в одиночку, за поиском внутренней тишины?
Рыбалка в Карелии — это та же медитация. Или в Астраханскую область за сомами и щуками. Взял с утра удочку — и ищи внутреннюю тишину до обеда. А потом в ночное. Или на Алтай, или на Байкал к шаманам. Мы приехали на остров Ольхон, а это — без всяких дураков — место огромной силы. Останавливается машина, вылезает мой московский знакомый: «Представляешь, с женой вчера разругался. Психанул и приехал!» За душевной гаванью человеку свыше пришло — именно на Байкал.
А из прибрежных «копий» заграничных мест, наверное, это Крым?
Да, это край, напоминающий рай, наше Амальфитанское побережье. И Амальфи, и Крым — земли Андрея Первозванного. Арка Крымского моста напоминает Харбор-Бридж в Сиднее. Там он самый большой в мире арочный мост, а наш — самый длинный в Европе, металла на него ушло как на 32 Эйфелевы башни. Он может 100 лет без ремонта простоять, по нему 40 000 машин проезжают за сутки. Харбор-Бридж спит и видит, как стать таким мощным и пропускным.
Балаклава — это наше Монте-Карло.
Крымские устрицы ничуть не хуже эталонных устриц из Ла-Рошели, что в Бордо. А наша канатка Мисхор — Ай-Петри вполне сравнима с Телеферико-де-Мерида в Венесуэле. У них самая длинная и самая высокогорная. А у нас один из самых протяженных, безопорных участков и самый крутой угол подъема.
Удивительно, но Ай-Петри такой же рекордсмен по туманам и ветрам, как и остров Ньюфаундленд. А «тропа здоровья», Таракташская тропа, — что знаменитая Тропа инков в Перу, куда пускают всего по 200 туристов в год. А на нашу вход неограничен. Побывать в Ливадийском дворце — что палаццо Медичи во Флоренции и во французском Версале. Демерджи, Долина привидений в Крыму — это Город дьявола в Сербии, гора Рашмор в Южной Дакоте и пик Броккен в Германии.
А за какими обрядами можно ездить по России?
Самый потрясающий ритуал, и обряд, и молитва — это осетинское застолье. Оно всегда по поводу — свадьба, праздник, встреча друзей. А если говорить о духовных, то в Якутии и Тыве интересно, есть целые шаманские центры типа поликлиник, где согласно проблеме направляют к нужному шаману. На Байкале мимо шаманов пройти нельзя — в гостиницах с ними устраивают встречи.
Чем надо непременно угоститься в наших краях?
Надо обязательно попасть на осетинскую свадьбу и попробовать осетинских пирогов, все их варианты, осетинский виски и национальное пиво «Алутон». В Кабардино-Балкарии надо обожраться бараньей печенью (жау-баур), ее готовят как шашлык. Говорю, а в носу запах жареной печенки. В Дагестане — чудушечки и хинкал, разный в каждом регионе.
В Якутии и Тыве есть целые шаманские центры типа поликлиник, где согласно проблеме направляют к нужному шаману
В Чечне и Ингушетии — мясное жижиг-галнаш и пресную лепешку чапильгаш. В Калмыкии — их оригинальный чай, пельмешки бериги, пончики борцоки, супы махан и дотур, шаурму с брусникой из сетевого киоска «Кикчак» в Элисте и жареное мороженое. В Бурятии — рыбный загудай, хатырге, манты буузы, если повезет — тюлений жир, только легально полученный. В Карелии — настойки и наливки, в Астрахани — речную рыбу, белугу, если добудете, хотя бы консервированную. В Абхазии — мамалыгу, красные огурцы, полусухие и полусладкие вина. На Алтае — все, что вам дадут в туркомплексе «Тыд-Туярык», не исключая борща. В Крыму — устрицы, мидии, рапаны, барабульку, местный бутылочный «Буратино». Загляните к «Веселому Роджеру» на Ай-Петри, вам там все дадут, что надо попробовать из крымско-татарской кухни, включая 15-летнюю мадеру.
Так для кого ваша передача — только для экстремалов с рюкзаком или комфортистов тоже?
Для всех, все зависит от порога терпения. По Крыму можно ездить на «Ламборгини» или спец-уазике, жить в отеле или в палатке в соседнем лесочке. Любимых мест выделить не смогу. И у известных путешественников вести подсчет путешествиям — плохая примета. Я как дите, все меня удивляет и радует. А когда это еще и похоже на то, что там у них за границей, так счастью нет предела. Смотрите выпуски: будут там и уникальность, и красота, и чудеса!
Текст: Ляйсан Юмагузина
В чем русские недооценивают Россию — рассказ австралийки, переехавшей к нам