Над пропастью во льдах – День четвёртый
<<< День третий
Самый сложный (как я надеялась) день похода. Очередные 25-30 км, только на этот раз целиком и полностью пешком. По самому белому (в прямом смысле этого слова) пятну на карте.
Заодно разузнала, от чего оно так бело: ждать, когда раздует снег, бесполезно. Под ногами лежал мелкий торосняк, а между накиданными под разными углами льдинами набился рыхлый снежок.
В итоге, ступая по белоснежной поверхности, я постоянно проваливалась: где-то по щиколотку, а порой и по колено. Даже широкие санки проваливались под снег и тормозили движение.
Конькам сегодня устроила выходной. Как и ледоступам. Лыжи тоже вряд ли спасли бы – слишком много мелких торосов, об которые эти деревяшки можно было легко сломать. А вот снегоступы бы подошли идеально! Но таковых в моих походных “сумочках”, увы, не нашлось. Поэтому приходилось перемещаться в том, что было, постоянно проваливаясь под снег. Скорость передвижения упала раза в два. В то время как усилия возросли во все четыре!
С утра взяла курс на центр Большого моря, надеясь пересечь какую-нибудь тянущуюся вдоль берега дорогу, ибо тянуть санки, утопая в сугробах, было бесполезно. В результате отдалилась от суши на 7 км, но так ничего по пути и не нашла. Пришлось тропить параллельно берегу самой.
Неожиданно пересекла “трассу” и решила свернуть на неё.
Натаскавшись санки по снегам и торосам, я с необыкновенной лёгкостью прошла 2 км по плотно укатанной снежной колее, но зимник уверено отдалялся от Западного берега, никак не желая сворачивать в сторону Листвянки. В итоге лишь удлинила себе маршрут. И вместо того, чтобы продолжать следовать неведомыми тропками, проложенными кем-то до меня, пришлось в очередной раз свернуть на нетронутый снежный покров, взяв курс на Листвянку.
Вообще поход по Байкалу – это, несомненно, автономная авантюра. Планировать, что посреди озера найдёшь тёплый спальник, запчасти для коньков и палатки, дрова или еду, точно не стоит. Скажи я кому-нибудь, что “для начала возьму дров и еды всего на пару дней, а потом по пути чего-нибудь придумаю”, меня бы засмеяли. Но знаете, именно сегодня, идя по снегу, я нашла дрова. Видимо, не одной мне эта дорога показалась столь же тяжёлой, поэтому этот кто-то начал избавляться от лишнего балласта. ツ Дрова подбирать не стала – хватало своих. Но что вы думаете, я под вечер ещё и еду нашла! Прямо посреди безжизненной пустыни. ツ
Неожиданно вышла на нечто, больше похожее на “старую дорогу”. Идти по ней было довольно сложно, но немного лучше, чем по сугробам снега в непонятном направлении.
Внезапно дорога оказалась не такой уж и старой!
Мимо проехал Хивус – аэроход на воздушной подушке с двумя туристами на борту. Разумеется, машина-лодка притормозила, а сидящие внутри люди поинтересовались причиной моей остановки (у меня как раз был привал).
Услышав позитивный ответ, они сфотографировали меня на память и полетели дальше.
Я же продолжила путь по их следам. И тут начался самый ад. Хивус не только не примял снег, но и, наоборот, разрыхлил его! С чем можно сравнить 25-тикилометровый переход по рыхлому снегу? Разве что с 25-тикилометровым переходом по сыпухе. Хотя я её в таких количествах в своей жизни ещё не встречала.
Тянуть за собой упряжку было настолько тяжело, что вспотели даже колени! Вечером небо затянуло тонкой пеленой облаков. Стало гораздо прохладнее, и коленки со спиной немного остыли.
Остановилась прямо посреди белой пустыни и, наслаждаясь закатом, начала готовить ужин.
На мой огонёк, как мотылёк, прилетел Хивус! Только туристов в нём уже не было – водитель Володя оставил их в Листвянке, а сам возвращался на базу. Разумеется, он не мог не остановиться и не угостить горячим чаем, параллельно рассказывая про состояние льда впереди. ツ
Как оказалось, дальше коньки почти не нужны. Зато недалеко от Большого Голоустного меня ждал настоящий сюрприз: (самостоятельная) переправа через становую трещину до двух метров шириной… Конечно, она может сковаться в ночи неплотным, но способным ненадолго удержать человечка, льдом, а может и, наоборот, разрастись ещё шире – ведь как раз через неё дышит Байкал…
Надо было срочно принимать какое-то решение: если я не смогу переправиться через трещину, то придётся возвращаться назад: ближайшая точка, из которой я смогла бы добраться до Иркутска – это посёлок МРС, что находится по ту сторону Ворот (Бугульдейку, как и полагается, от меня отделяла широкая полоса торосов). Потом я вспомнила, что пережила (снега, торосы и ветра), и представила, как переживаю это вновь. Поэтому желание идти назад быстро отпало. Правда, предстоящая переправа через двухметровую трещину меня тоже не прельщала… Ну что ж, утро вечера мудренее, поэтому решила голову не ломать и отправиться спать – всё равно погоду не угадаешь!
Ах да, помните, я говорила, что сегодня под вечер я ещё и еду на Байкале найду? Так вот этот самый Володя не только угостил меня вечерним чаем, но и вручил свежих овощей и варёных яичек. И я ведь правда ничего не просила, но он очень хотел мне чем-нибудь помочь, оставляя одну в ночи посреди Большого моря…
Поблагодарив за тёплый приём, вкусную еду и горячий ужин, я покинула тёплую каюту Хивуса и нырнула в палатку, а Володя укатил к себе на базу. И как только звук мотора его аэрохода исчез вдали, вокруг воцарилась оглушающая тишина: даже Байкал, кажись, устал колоть лёд по ночам и решил немного вздремнуть…
См также:
Предыстория, дорога и первое впечатление
Кино о походе
Приключения по дням: 1 2 3 4 5 6 7
Вообще поход по Байкалу – это, несомненно, автономная авантюра. Планировать, что посреди озера найдёшь тёплый спальник, запчасти для коньков и палатки, дрова или еду, точно не стоит. Скажи я кому-нибудь, что “для начала возьму дров и еды всего на пару дней, а потом по пути чего-нибудь придумаю”, меня бы засмеяли. Но знаете, именно сегодня, идя по снегу, я нашла дрова. Видимо, не одной мне эта дорога показалась столь же тяжёлой, поэтому этот кто-то начал избавляться от лишнего балласта. Дрова подбирать не стала – хватало своих. Но что вы думаете, я под вечер ещё и еду нашла! Прямо посреди безжизненной пустыни. ツ
Самый сложный (как я надеялась) день похода. Очередные 25-30 км, только на этот раз целиком и полностью пешком. По самому белому (в прямом смысле этого слова) пятну на карте.
Заодно разузнала, от чего оно так бело: ждать, когда раздует снег, бесполезно. Под ногами лежал мелкий торосняк, а между накиданными под разными углами льдинами набился рыхлый снежок.
“Носорожка” вблизи
В итоге, ступая по белоснежной поверхности, я постоянно проваливалась: где-то по щиколотку, а порой и по колено. Даже широкие санки проваливались под снег и тормозили движение.
Конькам сегодня устроила выходной. Как и ледоступам. Лыжи тоже вряд ли спасли бы – слишком много мелких торосов, об которые эти деревяшки можно было легко сломать. А вот снегоступы бы подошли идеально! Но таковых в моих походных “сумочках”, увы, не нашлось. Поэтому приходилось перемещаться в том, что было, постоянно проваливаясь под снег. Скорость передвижения упала раза в два. В то время как усилия возросли во все четыре!
С утра взяла курс на центр Большого моря, надеясь пересечь какую-нибудь тянущуюся вдоль берега дорогу, ибо тянуть санки, утопая в сугробах, было бесполезно. В результате отдалилась от суши на 7 км, но так ничего по пути и не нашла. Пришлось тропить параллельно берегу самой.
Неожиданно пересекла “трассу” и решила свернуть на неё.
Натаскавшись санки по снегам и торосам, я с необыкновенной лёгкостью прошла 2 км по плотно укатанной снежной колее, но зимник уверено отдалялся от Западного берега, никак не желая сворачивать в сторону Листвянки. В итоге лишь удлинила себе маршрут. И вместо того, чтобы продолжать следовать неведомыми тропками, проложенными кем-то до меня, пришлось в очередной раз свернуть на нетронутый снежный покров, взяв курс на Листвянку.
Типичный след, тянущийся после меня: дважды провалившись, с третьей попытки я всё-таки “нащупала” твёрдую почву (льдину)
Вообще поход по Байкалу – это, несомненно, автономная авантюра. Планировать, что посреди озера найдёшь тёплый спальник, запчасти для коньков и палатки, дрова или еду, точно не стоит. Скажи я кому-нибудь, что “для начала возьму дров и еды всего на пару дней, а потом по пути чего-нибудь придумаю”, меня бы засмеяли. Но знаете, именно сегодня, идя по снегу, я нашла дрова. Видимо, не одной мне эта дорога показалась столь же тяжёлой, поэтому этот кто-то начал избавляться от лишнего балласта. ツ Дрова подбирать не стала – хватало своих. Но что вы думаете, я под вечер ещё и еду нашла! Прямо посреди безжизненной пустыни. ツ
Неожиданно вышла на нечто, больше похожее на “старую дорогу”. Идти по ней было довольно сложно, но немного лучше, чем по сугробам снега в непонятном направлении.
Внезапно дорога оказалась не такой уж и старой!
Мимо проехал Хивус – аэроход на воздушной подушке с двумя туристами на борту. Разумеется, машина-лодка притормозила, а сидящие внутри люди поинтересовались причиной моей остановки (у меня как раз был привал).
Услышав позитивный ответ, они сфотографировали меня на память и полетели дальше.
Я же продолжила путь по их следам. И тут начался самый ад. Хивус не только не примял снег, но и, наоборот, разрыхлил его! С чем можно сравнить 25-тикилометровый переход по рыхлому снегу? Разве что с 25-тикилометровым переходом по сыпухе. Хотя я её в таких количествах в своей жизни ещё не встречала.
Тянуть за собой упряжку было настолько тяжело, что вспотели даже колени! Вечером небо затянуло тонкой пеленой облаков. Стало гораздо прохладнее, и коленки со спиной немного остыли.
Остановилась прямо посреди белой пустыни и, наслаждаясь закатом, начала готовить ужин.
На мой огонёк, как мотылёк, прилетел Хивус! Только туристов в нём уже не было – водитель Володя оставил их в Листвянке, а сам возвращался на базу. Разумеется, он не мог не остановиться и не угостить горячим чаем, параллельно рассказывая про состояние льда впереди. ツ
Как оказалось, дальше коньки почти не нужны. Зато недалеко от Большого Голоустного меня ждал настоящий сюрприз: (самостоятельная) переправа через становую трещину до двух метров шириной… Конечно, она может сковаться в ночи неплотным, но способным ненадолго удержать человечка, льдом, а может и, наоборот, разрастись ещё шире – ведь как раз через неё дышит Байкал…
Надо было срочно принимать какое-то решение: если я не смогу переправиться через трещину, то придётся возвращаться назад: ближайшая точка, из которой я смогла бы добраться до Иркутска – это посёлок МРС, что находится по ту сторону Ворот (Бугульдейку, как и полагается, от меня отделяла широкая полоса торосов). Потом я вспомнила, что пережила (снега, торосы и ветра), и представила, как переживаю это вновь. Поэтому желание идти назад быстро отпало. Правда, предстоящая переправа через двухметровую трещину меня тоже не прельщала… Ну что ж, утро вечера мудренее, поэтому решила голову не ломать и отправиться спать – всё равно погоду не угадаешь!
Ах да, помните, я говорила, что сегодня под вечер я ещё и еду на Байкале найду? Так вот этот самый Володя не только угостил меня вечерним чаем, но и вручил свежих овощей и варёных яичек. И я ведь правда ничего не просила, но он очень хотел мне чем-нибудь помочь, оставляя одну в ночи посреди Большого моря…
Поблагодарив за тёплый приём, вкусную еду и горячий ужин, я покинула тёплую каюту Хивуса и нырнула в палатку, а Володя укатил к себе на базу. И как только звук мотора его аэрохода исчез вдали, вокруг воцарилась оглушающая тишина: даже Байкал, кажись, устал колоть лёд по ночам и решил немного вздремнуть…
См также:
Предыстория, дорога и первое впечатление
Кино о походе
Приключения по дням: 1 2 3 4 5 6 7
Читайте также