Возвращение в Тоскану. Питильяно
И вот мы едем в Питильяно, старинный этрусский город, который мы для себя наметили главным среди ему подобных на нашем маршруте. И виделись мне древние стены, освещенные закатными лучами солнца, и тихие сумерки над парящим над пропастью застывшим во времени Средневековьем, но, забегая вперед, скажу, что, увы, погода и здесь подпортила нам планы. Ко времени заката все небо затянуло плотными серыми облаками, а ветер был такой, что о тихих сумерках можно было только мечтать -:)
Кстати, в двух километрах от Питильяно тоже есть, где побродить, если тема этрусков серьезно интересует. Мы взглянули на еще одну этрусскую дорогу Via Cava Etrusca San Giuseppe.
Строго говоря, эти три старинных поселения - Сована, Сорано и Питильяно своим расположением словно образуют треугольник, внутри которого находится так называемый древний комплекс Città del Tufo. Как я уже говорила, этот ландшафт региона сформирован большим количеством холмов вулканического происхождения, туфовыми скалами и ущельями. Туф довольно мягкая горная порода, она позволяла местным народностям использовать его в качестве строительного материала для возведения поселений на вершинах холмов, а в более давние времена в склонах холмов выдалбливались пещеры как для жилья, так и для древних захоронений и колумбариев. И для меня, как я уже говорила, самым удивительным свидетельством существования этрусков оказались тропинки, которые они выдалбливали прямо сквозь скалы, соединяя между собой поселения друг с другом и с некрополями.
Высота стен этих рукотворных каменных проходов местами достигает двадцати метров! И не забывайте, построены эти дороги были теми средствами и инструментами, которые могли быть доступны две с половиной тысячи лет назад. Разве это не впечатляет? Таких дорог здесь более десятка, они все довольно разные, протяженностью от нескольких сотен метров до полутора километров, а в ширину два-четыре, некоторые относительно ровные и пологие, другие очень извилистые и крутые.
Считается, что изначально эти тропинки не залегали так глубоко, их создавали для комфортного перемещения и преодоления высотных перепадов. Но поскольку влажная туфовая порода очень податливая, со временем появлялись колеи, оставленные повозками и копытами животных, эти дороги подвергались в дальнейшем восстановлению и углублению.
Любуясь городом с панорамной площадки напротив города (42.630697, 11.664251), легко заметить, что город был построен в довольно неприступном месте, с трех сторон его окружают отвесные скалы.
Есть легенда о том, как был основан Питильяно. Дескать, жили в этрусские времена два друга Питилио и Целиано. И сотворили они как-то неприемлемую шалость - из римского храма Юпитера стащили золотую корону, что увенчивала голову уважаемому божеству, после чего пришлось им бежать из Рима, и привела их дорожка в чащи Мареммы, где нашли они приют в одной из пещер в туфовой скале. И так им понравились места эти красотой своей, что и основали они здесь город, и назвали его Питильяно. Но историки говорят, что это всего лишь сказка, а места эти были обитаемы задолго до этрусков, аж с времен неолита.
В Средние века город приобрел уже знакомые нам черты. Поскольку дома строились на скале из туфа, то когда приходило время их совершенствовать или расширять, то у обитателей всегда был выбор - то ли надстраивать постройку с помощью блоков из туфа, то ли копать вглубь скалы. А выбирая последнее, они таким образом создавали сеть помещений и подвалов, прекрасно подходящих для нужд хранения, поскольку в них естественным образом поддерживалась постоянная температура в течение всего года.
И вот в одном из таких домов нам предстояло провести ближайшую ночь.
При въезде в старую часть города все внимание к себе привлекает монументальное старинное сооружение - виадук Медичи, получивший свое название по фамилии знаменитого флорентийского семейства, финансовые возможности которого сделали возможным создание такого сложного инженерного проекта в этом месте.
Хотя работы по его созданию начались еще в XVI-м веке по заказу семьи Орсини, под управлением которой находился тогда город, и которая хотела улучшить ситуацию с водоснабжением как для своего палаццо, так и для города в целом.
Проект виадука создал Антонио да Сангалло Младший, что возглавил строительство собора св. Петра в Риме после смерти Рафаэля. Но, учитывая сложность работ и огромный перепад высот, по настоящему проект был реализован только с приходом в город Медичи, под контроль которых он перешел со временем.
В начале XVII-го века началось проектирование городского фонтана, из которого жители города могли бы брать чистую воду. А для привлечения средств в стройку Козимо II договорился с местной общиной евреев (которая исторически сложилась здесь благодаря Орсини) об их финансовом участии в проекте в обмен на дальнейшее существование их сообщества в этом городе. Работы начались, и была организована подача воды из источников поблизости, затем были построены арки для преодоления рвов, и был обустроен фонтан.
Впоследствии акведук совершенствовался, была проведена реконструкция водопровода, а фонтан украшен каменными украшениями. В XVIII веке его стали называть Фонтан Семи Каннелей (Fontana delle Sette Cannelle), потому что в то время функционировало семь водных изливов, подававших воду из акведука Медичи. Пять каменных арок сформировали изящное продолжение акведука, а изливы фонтана были украшены скульптурами, изображающими головы животных.
Два симметричных травертиновых фонтана на площади появились уже в начале XX-го века.
На противоположной стороне площади не так давно был установлен памятник собирательному образу крестьянина «Al Villano», как дань памяти крестьянским корням города и тяжелому фермерскому труду. В те времена ослики были частью жизни крестьянского люда, они были как члены семьи. Говорят, последние ослики исчезли с улиц города только в конце семидесятых.
Автором бронзовой скульптуры стал Марио Винчи, известный по другим своим работам, таким как, например, памятник Леонардо да Винчи в аэропорту Рима. Часть средств на создание памятника жители города собрали сами.
В сети мелькнуло упоминание о еще одном образе, связанном с этим памятником - Giubbonai. Так называли всех жителей Питильяно, занимавшихся крестьянским трудом. Их можно было распознать по манере одеваться, в любую погоду, даже в самую жару они имели обыкновение носить куртку. И есть даже какая-то старая байка про то, как один нехороший “джуббонай” стащил с площади соседнего Сорано статую медведя и пронес в родной город, спрятав под курткой-:)
По старому городу Питильяно замечательно гулять в любое время суток, одни и те же уголки города в разное время суток предстают совершенно по разному. Две основные параллельные друг другу улицы, от которых уже в разные стороны разбегаются небольшие переулки, как правило довольно довольно крутые и с большим количеством ступенек.
Как любительнице колокольных звонов, мне и здесь удалось записать в свою коллекцию голос главного городского храма - кафедрального собора Святых Петра и Павла. Богато украшенный лепным декором фасад старинной церкви появился гораздо позже, после многочисленных реставраций, а сама церковь упоминается, начиная с 12-го века. В нишах по бокам от портала можно увидеть скульптуры Святых Апостолов, которым и посвящен этот собор.
Здесь же, на площади перед собором, привлекает внимание небольшая каменная фигурка, изображающая, если верить источникам в сети, медведя, он ведь является символом семьи Орсини (“orso” переводится как “медведь”, “orsino” - медвежий), в стародавние времена управлявшей городом. Но мне показалось, что зверушка эта напоминает медведя очень отдаленно-:)
Дворики Питильяно ухожены и заботливо украшены цветами и зеленью. Здесь, в отличие от Сорано, чувствуется дыхание жизни, которая не ушла из древнего города.
Вдохновение посетить эти места в своем время я почерпнула из публикаций фотографа Даниила Коржонова, увидев его фотографии Питильяно, я потеряла покой и сон-:) Мне, разумеется, не удалось и близко приблизиться к его мастерству по художественности фото-взгляда на город, но то, что мне, наконец, получилось прогуляться по улочкам этого старого города и увидеть его укромные уголки своими глазами, само по себе было огромной наградой.
Есть в Питильяно еще одна замечательная церковь, в которую очень хотелось зайти, но она оказалась закрыта. Я говорю о Chiesa di San Rocco, а предания о Святом Рохе, которому посвящена эта церковь, очень интересны. И мне, как закоренелой собачнице, особенно. Этот Святой был известен как исцелитель от чумы, что свирепствовала в Европе в те времена. Святой странствовал по стране и силой молитвы и крестного знамения являл чудеса исцеления, но и сам заразился страшной болезнью и отправился умирать в уединенное место, чтобы не подвергать риску других людей. Пока он был в уединении, к нему стала приходить собака и приносить хлеб, который она таскала со стола своего хозяина. И Святой смог победить недуг, а фигурка собаки, благодаря преданности которой ему удалось выжить, появилась на его изображениях.
Вот и в этой церкви можно увидеть такое изображение Святого и его собаки.
В сети упоминается еще об одной легенде о Святом Рохе. Когда Святой, сопровождаемый его верной собакой, отправился на небеса, он постучался в двери Рая, и открывший им ворота Святой Петр отказался пропустить их вместе, сказав, что собаке нельзя войти. На что Святой Рох ответил, что если в Раю нет места его собаке, значит, нет места и ему тоже. Вероятно, из этой легенды родилась и притча о Путнике с собакой, в той притче эта история получила продолжение: после такой неудачи у ворот Рая Путник постучался в следующие ворота, и ему предложили и стол, и кров, и приют для его собаки, и он спросил, что же это за место такое, и ему ответили, что это и есть Рай. “Как же так, ведь Рай был там?”- указал Путник на предыдущие двери. “То был Ад” - ответили ему - “а в Рай мы пускаем только тех, кто не бросает своих друзей.” Мне удалось только полюбоваться простым фасадом этой церкви, значит, вероятно, встреча со Святым Рохом и его псом для меня состоится в другом месте-:)
А тем временем на Питильяно опускалась ночь, и мне, разумеется, захотелось посетить все те же закоулки старого города, что понравились при дневном свете.
И, надо сказать, некоторые из них при свете фонарей показались даже симпатичней, чем при свете.
Думаю, Питильяно приглянулся мне все же больше, чем Сорано, хотя, возможно, переночуй мы там, то и в том старом городке я нашла бы немало загадочного и неповторимого.
И, напоследок, небольшое видео из Питильяно:
____________________________________________
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Витербо
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Чивита Баньореджо
Возвращение в Тоскану. Питильяно
Возвращение в Тоскану. Термы Сатурнии (Cascate del Mulino)
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сант-Антимо и Монтальчино
Возвращение в Тоскану. Сан Квирико д’Орча и ретро-автомобили
Возвращение в Тоскану. Живописные окрестности долины Валь д’Орча
Возвращение в Тоскану. Баньо Виньони и Баньи Сан Филиппо
Возвращение в Тоскану. Монтепульчано
Возвращение в Тоскану. Кортона
Возвращение в Тоскану. Аббатство Монте Оливето Маджоре
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сан Гальгано
Возвращение в Тоскану. Кьянти. Замок Бролио - Радда ин Кьянти - Греве ин Кьянти - Монтефьоралле
Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно
Возвращение в Тоскану. Вольтерра
Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Чинкве Терре
Возвращение в Тоскану. Из Тосканы в Лигурию. Портофино