Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно
Попрощавшись с исторической зоной Кьянти, направляемся в регион виноделия, знаменитый другим известным и любимым многими напитком - белым вином Верначча, в окрестности Сан Джиминьяно.
На подъезде к городу не могли не залипнуть среди виноградников, такая умиротворяющая картина предстала перед нашими глазами. Погода, наконец, сжалилась над нами, и умытые многодневными дождями аккуратно распаханные холмы и стройные ряды виноградных лоз радовали останавливающихся пофоткать туристов яркими красками и свежестью. Как же прекрасна весна в Тоскане!
Считается, что Верначча ди Сан Джиминьяно - одно из самых известных тосканских вин. И одно из самых древних. Его производили здесь в 13-м веке. Считается , что виноградная лоза с таким названием была завезена в Тоскану из Лигурии виноделом Вьери де Барди. Кстати, по одной из версий такое название как раз и означало родину благородного растения Вернаццу, где это вино производили до того. По другой же версии название произошло от латинского слова “vernaculum”, что значит местное. Как бы там ни было, но производство вина в то время было процветающим бизнесом и прибыльным. А о качестве и замечательных свойствах вина говорят многочисленные упоминания. Например, Верначча упоминается в “Божественной комедии” Данте Алигьери, как грех чревоугодия, а внук знаменитого Микеланджело - Микеланджело Буонарроти Младший - описывает вино: «целует, лижет, кусает, щиплет, жалит…» ( “bacia, lecca, morde, picca, punge”). Разносторонние свойства, да?-:) Медичи по совету докторов использовали это вино как “средство от переедания живота”.
Как в случае с любым хорошим вином, в наше время для его производства должны строго соблюдаться правила.Для купажа можно использовать сорт винограда Верначча ди Сан Джиминьяно - 85% и больше, остальное - белые сорта винограда - Мальвазия, Пино Бьянко, Совиньон. Урожайность не должна превышать 9000 кг с гектара, из которых можно получить не более 6300 литров вина. Винификация винограда, выдержка вина и розлив должны проходить только на территории производства.
Этим вином нас радушно угостили в нашем следующим месте ночевки - замечательной вилле на окраине Сан Джиминьяно. В самом городе тоже можно отведать Верначчу, в Сан Джиминьяно есть даже музей вина Верначча.
Но это позже, а пока мы просто не можем оторвать глаз от прекрасной панорамы на подъезде к любимому туристами со всего мира городу. Специально сделали крюк, чтобы полюбоваться видом, это здесь 43.455702, 11.047010.
Как в случае и со многими тосканскими городами, на месте Сан Джиминьяно существовало поселение еще в этрусские времена, затем сюда также пришла эпоха Рима, потом настал черед лангобардов, и только в Х-м веке посёлок получил статус города и был назван Сан Джиминьяно, в честь святого Джеминиано, моденского епископа, по легенде защитивший город от нападения гуннов. В итальянской Википедии, правда, версия немного другая, там говорится, что правитель гуннов Аттила собирался сжечь Модену, но Джеминиано обратился к Богу, и тот направил на город туман, так что войска врага не смогли найти Модену и отправились дальше на юг. Тем не менее, именно этому святому Сан Джиминьяно и обязан своим именем.
У Сан Джиминьяно было довольно неплохое расположение, ведь он находился как раз на паломническом пути - знаменитой дороге пилигримов Via Francigena, одной из дорог, по которому в Средневековье верующие направлялись к христианским религиозным центрам: Иерусалиму, Риму и Сантьяго-де-Компостела. Вдоль таких дорог устраивались места отдыха, строились приюты и таверны, что, конечно же, не могло не пойти на пользу развивающемуся городу.
Но наибольший доход и процветание городу приносила все же благодатная плодородная земля, здесь издавна знали толк в виноградарском искусстве, производстве оливкового масла и шафрана.
Любовь туристов всего мира Сан Джиминьяно принес его необычный визуальный облик, который сложился благодаря творившейся здесь истории взаимоотношений живших когда-то людей.
Как и многие города современной Италии, Сан Джиминьяно в эпоху противостояния гвельфов и гибеллинов разделился на сторонников папы и императора. Богатые семейства враждовали друг с другом, и особенно в этом преуспели семейства Сальвуччи и Ардингелли. Для оборонительных целей, а также чтобы продемонстрировать противникам свою мощь и влияние, они начали строить укрепленные башни.
По их примеру, такие башни-крепости стали появляться и у других влиятельных фамилий. И вот уже в городе выросло более 70 башен, и он стал выглядеть, как город небоскребов, только дело было в Средневековье! Справедливости ради надо сказать, что не только в Сан Джиминьяно появлялись такие башни, они встречались нам в разных городах Тосканы, ведь в то время их строительство было распространено, учитывая неспокойную политическую обстановку.
Но от былой картины в наше время мало что осталось. Войны и землетрясения привели к исчезновению большей части башен, во многих местах их просто сносили, как, например, во Флоренции по приказу Козимо де Медичи. Такая участь постигла и башни Сан Джиминьяно, до нашего времени сохранилось только 14.
Такие укрепленные каменные сооружения были владельцам и домом, и крепостью. Многие из башен не имеют большого количества окон, а те, что есть, узкие и напоминают больше бойницы. Так комфорт и уют в доме приносились тогда в жертву безопасности. Попасть в башни можно было только по веревочной или приставной лестнице, которая убиралась после внутрь.
Возвращаясь к вражде семейств Сальвуччи и Ардингелли. Эти благородные фамилии отстроили аж по паре собственных башен, и сейчас их называют башни-близнецы.
Башни Сальвуччи появились первыми, они находятся на Piazza del Duomo прямо рядом с Собором. Как это, увы, часто случается и в наше время, деньги решают все. И влиятельные и богатые Сальвуччи проигнорировали правила высотного регламента города, по которому запрещалось возводить частные постройки выше, чем на тот момент главный высотный акцент города - башня здания старой Ратуши (впоследствии переименованная в башню Роньоза после перенесения резиденции городского подесты в новую Ратушу).
В одной из башен Сальвуччи можно переночевать, она превращена в отель, в котором всего один номер. Зато какой! Все жилые помещения расположены на разных этажах, и нужно быть очень спортивным человеком, чтобы жить в таких условиях, ведь спальня, например, расположена на шестом этаже, а туалет на восьмом, а ванная комната на третьем. Позавтракать - на первом, а насладиться видом на город с террасы - на одиннадцатом. И все без лифта!-:)
Вслед за Сальвуччи правила нарушили и Аргинделли. Правда их башни близнецами можно назвать весьма условно. Одна из них действительно похожа на крепость: неприступная, с минимумом окон, в такой можно было бы выдержать длительную осаду. А вот соседняя выглядит более светской, с широкими окнами, выходящими на Piazza della Cisterna. Впоследствии обе пары башен, символизирующих богатство и тщеславие их бывших владельцев, все же укоротили-:) Сейчас их высота составляет примерно половину от первоначальной.
Вендетта между Сальвуччи и Ардингелли прекратилась только после прокатившейся по этим местам эпидемии чумы, много людей погибло в то время, экономика сильно пострадала, ведь из-за страшной болезни прекратились и паломничества. Город потерял свою независимость, окончательно попав под влияние Флоренции, а в 1500-м году Козимо I де Медичи издал указ, запрещающий любые расходы на улучшение состояние города, впрочем, для нынешних поколений это волеизъявление герцога Тосканского принесло несомненную пользу, ведь именно благодаря ему мы можем видеть город таким, каким он и был в Средние века. Более того, в XVII веке городское управление Сан Джиминьяно постановило заботиться о старинных башнях, охранять их и восстанавливать в первоначальном виде в случае разрушения, и все это “per lа grandezza della terra” («во имя величия земли»).
Даже во время Великой Отечественной войны, когда город подвергался 10-дневной бомбардировке американцами, город удалось спасти от полного разрушения благодаря смелости местного священника, который сумел пересечь линию фронта, добраться до американских войск и сообщить, что нет нужды в уничтожении старинного города, ведь там дислоцируется всего-то десяток немцев. Впрочем, разрушения все же были, пострадал колокол на самой высокой башне Гросса. После войны город получил новый колокол в дар от Советского Союза.
Очень славной мне показалась расположенная в самом сердце города Piazza Della Cisterna, получившая свое название благодаря общественному колодцу, появившемуся здесь в XIII веке.
Вот как-то сразу было видно, что именно она является центром притяжения Сан Джиминьяно, хотя на главной Соборной площади расположены и главный Собор, и Ратуша. А здесь, у этого старого колодца люди останавливаются, чтобы перевести дух, почувствовать атмосферу города, поесть потрясающего местного мороженого. Так, как делали это и пилигримы столетия назад, ведь здесь как раз и находилось пересечение паломнической дороги Francigena с другой важной магистралью, соединяющей Сиену с Пизой. Кстати, до этого названия, площадь называлась Piazza delle Taverne, поскольку на этом пересечении дорог было много гостиниц, здесь меняли лошадей в пути. Площадь окружают дома необыкновенной красоты, хорошо сохранившиеся. В одном из домов располагалась больница для проходящих по дороге к Риму паломников.
Другим интересным местом мне показалась новая Ратуша или Палаццо дель Подеста Нуово с его башней Торре Гросса и замечательным внутренним двориком. Стены дворика украшены гербами многочисленных подест города, стоявших у его руля на протяжении истории.
Самым знаменитым помещением в палаццо стал зал заседаний Совета (Sala del Consiglio), более известном как зал Данте, потому что здесь на стыке XIII и XIV веков принимали Данте Алигьери в качестве посла Флоренции, ведь он был не только талантливым и уважаемым поэтом, но и известным политическим деятелем, и здесь, в Сан Джиминьяно он выступал перед жителями города с призывом поддержать партию гвельфов.
Не может, разумеется, не впечатлить главный собор города - Collegiata di Santa Maria Assunta, которая когда-то давно было простой приходской церковью, но в 1148 году после ее освящения папой Евгением III церкви были предоставлены привилегии. Со временем ее превратили в базилику, были приложены немалые усилия для придания ей великолепия.
Нефы собора украшены огромным количеством фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В правом приделе, например, представлены сцены из Нового Завета, написанные в 30-х годах XIV века Липпо Мемми, хотя мнения об авторстве расходились.
Фрагменты фресок на тему Страшного Суда, законченных художником Таддео ди Бартоло, изображают страшные муки грешников.
А на этой фреске работы Беноццо Гоццоли изображен почитаемый в городе святой Себастьян, по преданию остановивший вспышку чумы в 1464-м году.
Понравился макет города, выставленный в музее San Gimignano 1300. В масштабе 1:100 в технике холодной керамики воссозданы улицы, дома и башни старого города, как он выглядел в 1300-м году, с его 72-мя башнями. Проект сделан вручную с большой любовью и вниманием к деталям после исследований и изучения архивных документов.
Попрощались с Сан Джиминьяно, продегустировав знаменитое мороженое в джелатерии Dondoli, какое разнообразие вкусов!
И, окинув взглядом со стен города окружающие его зеленые просторы, направились в наш уютный отель, расположившийся недалеко от Сан Джиминьяно в очень живописном месте.
В этот вечер хотелось, наконец, замедлить ход, и посидеть посреди невероятной тосканской красоты, не спеша, с бокалом вина в руке. Это был наш последний вечер в Тоскане. На следующий день мы планировали ночевать уже в Лигурии, по пути на прощание осмотрев еще и Вольтерру. И этот тосканский вечер не принес разочарования, мы замечательно провели время, любуясь закатом над холмами и виноградниками.
Но можно было и полюбоваться силуэтом города, неподалеку от отеля пара неплохих точек съемки. Одна совсем рядом, надо просто подняться на холм, закрывающий вид на город. Это здесь 43.476357, 11.019081.
Другая панорама уже по пути в Вольтерру - 43.480454, 11.013276, на карте Гугла так и обозначена - Belvedere San Giminiano).
________________________________________
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Витербо
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Вилла Ланте
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Парк Монстров
Возвращение в Тоскану. По дороге в Тоскану через Лацио. Чивита Баньореджо
Возвращение в Тоскану. Питильяно
Возвращение в Тоскану. Термы Сатурнии (Cascate del Mulino)
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сант-Антимо и Монтальчино
Возвращение в Тоскану. Сан Квирико д’Орча и ретро-автомобили
Возвращение в Тоскану. Живописные окрестности долины Валь д’Орча
Возвращение в Тоскану. Баньо Виньони и Баньи Сан Филиппо
Возвращение в Тоскану. Монтепульчано
Возвращение в Тоскану. Кортона
Возвращение в Тоскану. Аббатство Монте Оливето Маджоре
Возвращение в Тоскану. Аббатство Сан Гальгано
Возвращение в Тоскану. Кьянти. Замок Бролио - Радда ин Кьянти - Греве ин Кьянти - Монтефьоралле
Возвращение в Тоскану. Сан Джиминьяно
Возвращение в Тоскану. Вольтерра