Монастырь на холме

Высоко-Петровский монастырь. Монастырь этот небольшой и располагается в центре города на улице Петровка. Я часто проходила мимо него, но никогда не заходила вовнутрь. А зря... Место это очень историческое, интересное и красивое.



Мы договорились с пресс-службой монастыря об экскурсии для нас. И провёл её руководитель этой самой пресс-службы послушник Богдан, человек увлечённый(что называется, "глаз горит") историей своего монастыря, и интересный рассказчик.



История монастыря началась практически со времён образования города Москвы. В те далёкие времена..а на минуточку, ровно 700 лет назад, В то время Москва была совсем молодым городком и только становилась на ноги. Правил ею князь Юрий Данилович.Однако он многов времени проводил в военных походах, а посему поставил на своё место молодого Иоанна, благочестивого и боговерного. И предложил Иоанн пожить в Москве Русского Митрополита, к которому хотел обращаться за духовным советом, поскольку в церковном отношении Москва входила в состав митрополичьей епархии.

В то время Патриархом Русской Церкви был святитель Петр. Его предшественник по кафедре, святитель Максим, перенес свою резиденцию из Киева во Владимир, хотя официально кафедра Русских Митрополитов продолжала оставаться в Киеве. В 1305 году митрополит Максим отошел ко Господу, а в 1308 на митрополичью кафедру был возведен святитель Петр, выходец из Волыни. Однако, поскольку Великий князь Владимирский хотел видеть на митрополичьем престоле другого кандидата, он неблагосклонно принял святителя во Владимире.
Знакомство святителя Петра с князем Иоанном стало судьбоносным для всей Русской Земли. «Его же увидел блаженный Петр в Православии сияющего и всякими добрыми делами украшенного… и очень возлюбил его Божий святитель. И начал больше иных мест жить в том граде». Неподалеку от Кремля святитель Петр, любя молитвенное уединение, испросил разрешение построить монастырь. На высоком берегу реки Неглинной, близ селения Высокое было найдено место, полюбившееся святителю, где он основал небольшую обитель с храмом в честь святых первоверховных апостолов Петра (небесного покровителя митрополита) и Павла.



Вот такая история возникновения монастыря.Познакомимся с храмами его.

Первый построенный храм был деревянный в честь Боголоюбской иконы Божьей Матери. Построен по указу Дмитрия Донского в 1382 году. Первоначальный Боголюбский храм Высоко-Петровского монастыря не сохранился. Вероятно, во время одного из многочисленных Московских пожаров он сильно пострадал.



Около 1509 года тщанием великого князя Василия III (сугубо почитавшего святителя Петра и носившего на груди его крест) на месте обветшавшего и разобранного Боголюбского храма была построена деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Несколько позже, в 1514–1517 годах, по его указанию знаменитый итальянский зодчий Алевиз Фрязин Новый (Алоизио Ламберти да Монтаньяна), строитель Архангельского Собора в Кремле, построил в обители каменный храм во имя святителя Петра Митрополита. Храм этот, ставший в свое время образцом строительства на Руси столпообразных храмов, сохранился до наших дней. С того же времени монастырь стал официально именоваться Высоко-Петровским.

Сейчас храм этот недействующий, в переднем приделе располагается церковная лавка, в дальних-складируютя утварь и святыни некоторые. В храме во времена советской власти чего только не располагалось( поэтому состояние ужасное..Остались только фрагменты росписи..


С монастырём, и в частности с Боголюбским собором неразрывно связана история Нарышкиных и Петра Первого. Стрелецкий бунт(часть 1)..
В начале 1676 года царь Алексей Михайлович скончался, новым царем стал его старший сын Феодор Алексеевич. Архимандрит Моисей (наместник Высоко-Петровской обители с 1676 по 1682 год) был одним из тех, кто присутствовал в Успенском соборе Кремля при его венчании на Царство. Однако царствование это было недолгим. По кончине 20-летнего царя Феодора, последовавшей 27 апреля 1682 года, в тот же день бояре во главе с Патриархом Иоакимом провозгласили новым Царем юного Петра, которому не было еще и 10 лет. Решение это стало причиной кровавого стрелецкого бунта, начавшегося 15 мая 1682 года, во время которого были жестоко убиты родные братья царицы Натальи Кирилловны – Иван и Афанасий Нарышкины. Кровавая расправа над боярами, происходившая на глазах малолетнего Петра, сопровождалась криками: «Выдайте нам Нарышкиных, иначе мы перебьем всех!» Афанасий Нарышкин прятался в сенной церкви под престолом, однако стрельцы не убоялись святого места, схватили его и сбросили с крыльца на копья. Иван Кириллович, осознав, что его укрывательство грозит гибелью многим неповинным людям, мужественно приготовился к мученической кончине. «Смерти я не боюсь, – сказал он, – желаю только, чтобы моей невинной кровью прекратилось кровопролитие». 17 мая он исповедался, соборовался и приобщился Святых Тайн в домовом храме Спаса за Золотой решеткой. Наталия Кирилловна благословила брата образом Божией Матери и вышла к стрельцам вместе с ним, юными царевичами и царевнами, держа в руках иконы и полагая в них надежду на избавление брата от смерти. Но стрельцы, невзирая на святые иконы, накинулись на него с криками и бранью, схватили за волосы и поволокли в застенок. Иван Кириллович вынес все пытки, не проронив ни слова, после чего был убит. Тело его рассекли на части и выставили на Красной площади. Лишь на третий день царице было разрешено забрать останки братьев. Отца же их – Кирилла Полуэктовича Нарышкина – насильно постригли в монахи с именем Киприан и отправили в Кирилло-Белозерский монастырь. Тела убиенных Афанасия и Ивана принял под свою священную сень Высоко-Петровский монастырь, они были погребены в храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Через два года после этих событий, в 1684 году, во время паломничества в Боголюбово Натальи Кирилловны и ее царственного сына, Петру был подарен список с чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери. Ради чудес, бывших от этой иконы и в память о своих убиенных дядьях, юный царь подписал Указ о строительстве над могилами своих дядей каменного храма в честь Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, деревянный же Покровский храм повелел разобрать и престол его перенести в задуманный тогда же новый надвратный храм. В Боголюбском соборе был поставлен список чудотворной иконы, привезенный царем из Боголюбского монастыря. Даже написание службы чудотворному образу связано со строительством этого храма (старейший список службы датируется 1704 годом).

Памяти убиенных Ивана и Афанасия Нарышкиных было посвящено не только строительство Боголюбского храма и Святых врат с надвратным Покровским храмом и колокольней. Для братии обители были воздвигнуты братски келлии, основанием для которых послужило здание усадьбы Нарышкиных, отчего появилось название, закрепившееся за келлиями до наших времен – Нарышкинские палаты. Долгое время это было самое длинное здание в Москве.

Пётр Первый очень любил этот храм, у него была своя молельня, он часто участвовал в службах..Кстати, именно при Петре начались работы по дальнейшему строительству и благоустройству монастыря. Это , можно сказать, был его один из первых опытов градостроительства.

В1690–94 годах были сооружены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы (сюда и перенесли престол из разобранной деревянной церкви) и ажурной двухъярусной колокольней над ним.



Нам несказанно повезло-мы поднялись на колокольню.По сравнению с другими колокольнями она не очень высокая, но всё равно виды Москвы и возможность полубоваться на звонницу не оставили равнодушных.



Петровка-Митрополичья улица))по ней, по преданию шёл святитель Пётр из Кремля, когда искал место для своей обители.


Колокола новые, отлиты в 2010 году.



А это ооочень крутая лестница на Колокольню



Под Колокольней находится надвратная Покровская церковь. Очень необычная с керамическими изразцами и иконами.Всё освящённое убранство храма выполнил художник Куприянов Г.В. по благословлениюПатриарха Алексия II.
Подивитесь сами какая красота и необычность.


Идём дальше. Храм святителя Петра возведён в 1514 году Алевизом Фрязиным. Очень интересной формы, первый каменный храм монастыря. Интересен свод храма-вформе цветка с восемью лепестками.Сфотографировать толком это чудо геометрии у меня не вышло(руки кривые). Но иконы покажу.


Интересна история возникновения следующего храма . Снова стрелецкий бунт...Борьба Петра I за власть со своей сводной сестрой Софьей, фактически правившей государством за юных царей, в 1689 году завершилась его полной победой. Предшествовало этому, однако, бегство 17-летнего царя, извещенного о готовящемся покушении стрельцов, из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, под покров преподобного Сергия. В память об этом спасении и в благодарность святому Сергию по Указу Петра I в 1690–93 годах на границе между прежней территорией Высоко-Петровского монастыря и бывшей усадьбой Нарышкиных был возведен трапезный храм во имя преподобного Сергия Радонежского, прототипом которого послужил построенный несколькими годами ранее трапезный храм в Троице-Сергиевом монастыре. В знак особой близости монастыря и венценосной семьи крест главного купола Сергиевского храма был увенчан знаком царской короны.


Икона Святителя Петра Московского с частицами его мощей.Одна из важных икон монатыря. Именно с ней пройдет через неделю Патриарший Крестный ход. Он будет особенным-в честь 700 летия основания Высоко-Петровского монастыря.От Кремля до монатыря пронесут её по пути основателя, Петра. Это большое событие не только в духовной жизни, но и в жизни нашего города. Очень интересно будет побывать на этом событии.
Кстати, икона очень тяжелая, она двойная-сзади тоже икона



Священноархимандрит монастыря-Патриарх Кирилл. Это кресло и жезл его.


Прогулялись по территории монастыря. Она хотя и небольшая, но очень старая и ,честно говоря, в очень тяжелом состоянии. Требуется реставрация . Однако из-за наслоения огромного множества причин( расположение в центре, близость метро..) существует большая трудность все эти работы проводить.
А территория красивая и даже самый цимес в том, что такая нетронутая древность у нас под боком


Ещё в монастыре есть Толгунская церковь с красивыми мозаичными иконами(там шла служба, поэтому фото не делала) и Часовня Казанской иконы Богоматери. Богдан очень интересно рассказывал о святынях, о чудесах и истории этого древнего и святого места. Вот тах ходишь мимо, а такую красоту и не видишь.
Будет интересно